Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Шолохов М.А.

Проблема авторства "Тихого Дона" Шолохова

  • Статья
  • Еще по теме

Пожалуй, ни одно произведение русской литературы послеоктябрьского периода не вызвало таких разнородных толков, как роман Шолохова «Тихий Дон», вокруг которого до сих пор бытует множество легенд, домыслов из разряда литературных мистификаций. Они стали появляться сразу после публикации первых двух книг эпопеи. Уже тогда авторство молодого писателя было подвергнуто сомнению.

Официальных обвинений в плагиате Шолохову никто и никогда не предъявлял (неоспоримых вещественных доказательств плагиата, как прямых, так и общепризнанных косвенных не имелось и не имеется, однако праздные споры о том, кто написал «Тихий Дон», имеющие окраску политической спекуляции, не прекращаются по сей день). В печати продолжают появляться публикации, в которых выдвигаются новые сенсационные гипотезы, называются имена новых возможных претендентов на авторство «Тихого Дона». Список их выглядит внушительно и говорит сам за себя.

1. Погибший в годы Гражданской войны безымянный белый офицер, рукописью которого якобы воспользовался Шолохов, переделав белогвардейское произведение в пролетарское. Эта версия (об авторе и соавторе) имеет несколько позднейших вариаций.

2. Один из сотрудников журнала «Русское богатство» (в 20-е годы назывались две фамилии — Карпов и Макаров).

3. С. С. Голоушев (С. Глаголь) — критик, автор путевого очерка «С тихого Дона».

4. Донской писатель Ф. Д. Крюков, архивом которого будто бы воспользовался Шолохов.

5. «Публично не проявленный, оставшийся всем неизвестен, в Гражданскую войну расцветший и вслед за ней погибший еще один донской литературный гений» (версия А. И. Солженицына).

6. Писатель А. И. Тарасов-Родионов.

7. Донской писатель И. А. Родионов, автор книги «Тихий Дон» — очерков по истории донского казачества.

8. Тесть М. А. Шолохова П. Я. Громославский.

9. Жена М. А. Шолохова М. П. Шолохова (Громославская), якобы отказавшаяся от авторства в пользу мужа.

10. Донской литератор Р. П. Кумов.

11. Некто Арсеньев, расстрелянный красными.

12. А. С. Серафимович (Попов).

13. «Донской казак по происхождению, учился в Московском императорском университете, автор двух (кроме „Тихого Дона“) книг, расстрелян красными в городе Ростов-на-Дону. В момент гибели ему не исполнилось тридцати лет» (версия израильского литературоведа Зеева Бар-Селлы).

14. Штабс-капитан Иванов, житель станицы Вешенской, эмигрант.

15. Некий есаул Кухтин.

16. Поэт Н. Гумилев, который в 1921 году будто бы избежал расстрела, бежал на Дон, где жил под чужим именем, создав «роман огромной художественной силы». «Он добровольно передавал все написанное им другому человеку» (версия А. Головина).

17. Коллектив авторов (версия супругов Макаровых).

Чем длиннее список претендентов, тем абсурднее ситуация с проблемой авторства.

Сенсацией последних лет явилось заявление (а вскоре и публикация) московского журналиста Л. Е. Колодного о том, что им обнаружены в одном из частных архивов черновые рукописи первой и второй книг «Тихого Дона», ранее считавшиеся утраченными. Графологическая экспертиза подтвердила принадлежность автографов М. А. Шолохову. Согласно подсчетам Л. Е. Колодного, найденная рукопись содержит около 900 страниц. Эти черновики, а также другие материалы, связанные с творческой историей романа, находились в частном архиве с весны 1929 года. Именно тогда Шолохов привез в Москву и представил эти материалы комиссии (А. Серафимович, А. Фадеев, В. Ставский, В. Киршон, Л. Авербах), организованной Ассоциацией пролетарских писателей в связи с делом о мнимом плагиате. После окончания работы комиссии Шолохов не повез свои рукописи в Вешенскую, а оставил у друзей, где они и пролежали шесть десятилетий. Наряду со 140 листами черновой рукописи 3-й и 4-й книг романа, хранящихся в Пушкинском Доме и изданных в сборнике «Из творческого наследия русских писателей» (1986), рукописи первой и второй книги представляют огромную ценность для историков литературы. Глубокое и всестороннее осмысление этого уникального материала позволит в дальнейшем по многочисленным пометам, замечаниям, вставкам проследить эволюцию автора. Рукописи в совокупности с другими известными материалами должны послужить основой для реконструкции пока еще мало изученной творческой истории шедевра русской и мировой классики. Без решения этой проблемы немыслимо академическое издание «Тихого Дона», снабженное историко-литературным, лингвистическим и этнографическим комментарием.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1630