Анализ повести Распутина "Прощание с Матерой"
В повести Валентин Распутин в центр художественного осмысления поставил не судьбу отдельно взятого человека или же семьи, а судьбу целой сибирской деревни, при этом связав ее с важными проблемами времени, такими как человек и природа, экология и культура, цель и истоки человеческого существования. Матере отведен определенный срок: осенью остров и одноименная деревня на нем должны быть затоплены после завершения строительства плотины. Распутин предается тяжелому раздумью по поводу происходящего на сибирской земле, глубоко скорбит вместе со своими героями, которые привязаны к родному благодатному краю, природе Матеры, ее лугам и лесам. А порой писатель активно протестует против бесхозяйственности, равнодушного и бездумного, а иногда и преступного отношения к людям и богатствам страны. Писатель связывает сегодняшнюю жизнь Матеры с прошлым, отстаивает святость крестьянских патриархальных традиций, уходящих в прошлое. С одной стороны, Распутин понимает неизбежность научно-технического прогресса, но его сочувствие вызывают доживающие свой век старухи, не желающие свыкнуться с мыслью о гибели своей земли, домов на ней, огородов, кладбища, где покоятся предки. Распутин выступает за сохранение культурно-этического наследия прошлого, духовности, против "расчеловечивания человека", которое приносит с собой бездумный и бездушный прогресс. Иллюстрируя обратную сторону прогресса, писатель вводит в ткань повести картину уничтожаемого кладбища, в которой работники санэпидемстанции спиливают оградки и кресты для того, чтобы "сжечь их одним огнем". Драматизм происходящего усугубляется тем, что люди новых поколений с легкостью разрывают свои связи с прошлым, "теряют память". Внук Дарьи Андрей намерен работать на той самой плотине, которая должна затопить Матеру, а Петруха своими руками поджигает свой дом для того, чтобы получить за это обещанные деньги. Распутин, обращаясь к языческой мифологии, создает образ Хозяина, доброго духа земли, по ночам обходящего погибающий остров. Это полусказочное создание призвано подчеркнуть авторскую мысль о том, что сам человек утратил на собственной земле чувство хозяина. Но твердая вера в неискоренимость устоявшихся основ народного бытия живет в сознании персонажей повести и Распутина, верящего в то, что духовные ценности, которые народ накопил за время существования на земле, являются непреходящими. Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. - М: АСТ: Астрель, 2009. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8637
| |