Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Литература реализма и революционного романтизма в начале 20 века

  • Статья
  • Еще по теме

В начале века еще жили и творили классики критического реализма. Лев Толстой опубликовал последний свой великий роман «Воскресение», где критический реализм, по общему мнению, достиг вершины: все формы государственного устройства подверглись резкой критике как антинародные и бесчеловечные. Пьесы и повести Л. Н. Толстого не только довершали сокрушительную критику существующего общества, но и ставили высокие общечеловеческие идеалы, призывали к Добру, помощи людям, предупреждали об опасности насилия как якобы единственного метода сопротивления Злу.

А. П. Чехов в первые годы века создал замечательные пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», сразу же поставленные МХАТом. Они рассказывали о судьбе интеллигенции, несли высокие идеалы духовности и мечту о прекрасном будущем.

Само существование Толстого и Чехова, их общественная деятельность и прежде всего их творчество были своего рода камертоном эпохи, определяли ее нравственный и духовный уровень.

И Толстой, и Чехов заботливо помогали молодым писателям — реалистам и романтикам, создавшим свой кружок демократической интеллигенции «Среда».

По средам в московском доме писателя Н. Д. Телешова собиралась замечательная группа, куда входили (среди прочих): Максим Горький, к тому времени автор романтических и реалистических рассказов, пьес, романа «Фома Гордеев», Леонид Андреев, друг Горького, талантливый, красивый, болезненно впечатлительный, трагически воспринимавший жизнь; его произведения «Жизнь человека», «Тьма» и др. очень глубоки и эмоциональны; Иван Бунин, точный, строгий реалист и стилист, прославившийся как рассказчик («Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско»). Прекрасным рассказчиком были А. Куприн, автор таких популярных рассказов, как «Олеся», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Белый пудель». Куприн в рассказах добрее, мягче, сострадательней к людям, нежели Бунин. Доброта, глубокая порядочность, мягкость, сочувствие к людям роднят его с В. Г. Короленко и Н. Г. Гариным-Михайловским, тоже частыми посетителями «Среды». Короленко в «Истории моего современника» показал внутренний мир и образ жизни русской интеллигенции начала века как особого феномена европейской культуры. Гарин-Михайловский — красавец с седой головой, выдающийся инженер и талантливый беллетрист был автором книг «Детство Темы», «Гимназисты», «Инженеры» и др., которые высоко ценил Чехов. Участники «Среды» организовали издательство «Знание», а затем «Книгоиздательство писателей» с целью просвещения народа: дешевые книжки в бумажном переплете были широко доступны читателю.

Но еще более популярны среди демократической молодежи в годы, предшествовавшие революции, стали произведения пролетарской литературы, удивительного явления того удивительного времени.

Многие молодые рабочие и интеллигенты, участники революционного движения, воодушевленные революционными идеями, писали стихи, песни, прозу о своей жизни, борьбе за свободу, о своих прекрасных целях. Эти произведения часто не были художественны, но своей искренностью, воодушевлением воздействовали на читателей (слушателей) единомышленников, объединяли и вдохновляли их. Многие стихи тех лет стали революционными песнями.

Стихотворения А. Богданова, Е. Тарасова, погибшего в тюрьме двадцатичетырехлетнего Алексея Гмырева были ярко оптимистичны, исполнены бодрости, радости жизни, уверенности и надежды. Их лирическим героем обычно выступает «мы» — все сообщество борцов за революцию, товарищей в борьбе; никаких сомнений в правоте своего дела и в конечной победе у них нет, они убеждены, что несут людям счастье.

Такое мироощущение можно назвать историческим оптимизмом. Этот оптимизм тем удивительней, что жили сами поэты и их почитатели в тяжелейших материальных условиях, испытывали гонения, томились в тюрьмах и ссылках.

Среди пролетарских писателей и поэтов наиболее талантливым был Максим Горький. Он словно воплотил жизненную силу и духовную красоту угнетенного народа.

Оптимистической энергии, боевому напору пролетарской литературы противостояла утонченная, элитарная, изысканная, высоко художественная, пессимистичная и мистическая декадентская литература.

Здесь названы только самые знаменитые имена, но сколько других замечательных талантов дала культуре эта эпоха!

Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3913