Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Маяковский В.В.

"Юбилейное" (Маяковский): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «Юбилейное» написано в связи со 125-летием со дня рождения А. С. Пушкина, отмечавшегося 6 июня 1924 года, оно опубликовано в Москве в журнале «Леф».

Название стихотворения определяет задачу поэта — произнести юбилейную речь, посвященную Пушкину. Обычно такая речь отмечает достоинства юбиляра, значительные события в его жизни, успехи и достижения, говорит об уважении и любви.

Однако это стихотворение скорее о поэте Маяковском, которому трудно жить среди людей. Только Александр Сергеевич может понять молодого поэта, который настойчиво приглашает его спуститься с пьедестала и поговорить по душам.

Маяковский уже выбрал место в вечности: «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ».

Все поэты прошлого (Надсон, Некрасов) получат свое место: «позатесавшегося Надсона... куда-нибудь на Ща».

О современной поэзии Маяковский невысокого мнения. Он считает, что «надо, чтоб поэт и в жизни был мастак». По степени таланта, по жизненной энергии Маяковский похож только на Пушкина. Поэтому ему так не хватает великого поэта: «Были б живы — стали бы по Лефу соредактор».

Десять с небольшим лет назад футурист Маяковский хотел «бросить Пушкина и проч., и проч, ...с парохода Современности», в «Юбилейном» он признается в любви к Пушкину.

Убийцу Пушкина, Дантеса, «великосветского шкоду», сегодня достаточно только спросить: «А ваши кто родители? Чем вы занимались до 17-го года? —Только этого Дантеса бы и видели».

Маяковский уверен теперь, что только когда-то «бушевавшему» «африканцу» понятны будут его боли и обиды.

Совсем не обязательно уточнять, в чем его страдание, если Пушкин сочинил Татьяну Ларину и Евгения Онегина и «Полтаву».

Перефразируя строчки пушкинских стихов, Маяковский обнаруживает приметы личной любовной драмы.

Таким образом, в стихотворении «Юбилейное» переплетаются несколько тем: анализ состояния современной Маяковскому поэзии, непонимание средой той роли, которую играет поэзия как таковая, новое прочтение личности Пушкина и его таланта, любовные переживания поэта, мешающие ему чувствовать себя счастливым. Лирический герой не похож на героя «Облака в штанах»: он настроен скептически, рефлексивен и по-прежнему дерзит, высказывается иногда очень резко, но уже усиливается философское понимание жизни:

Хорошо у нас

в Стране Советов.

Можно жить,

работать можно дружно.

Только вот

      поэтов,

к сожаленью, нету —

впрочем, может,

это и не нужно.

Выговорился поэт («будто бы вода — давайте мчать болтая»), но признается: «не навяжусь в меланхолишке черной, да и разговаривать не хочется ни с кем». Остался со своей «меланхолишкой» и прощается с Пушкиным, «подсаживая его на пьедестал».

Неологизмы («лучища выкатил»), риторические вопросы и восклицания («Удивляетесь, конечно?»), инверсированная строка («спиритизма вроде»), разбивка строчек, смешение личного с общечеловеческим, оживление памятника (пушкинский прием — «Медный всадник»), афористическая речь придают своеобразие стихотворению «Юбилейное».

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2574