Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Маяковский В.В.

Анализ поэмы "Во весь голос" Маяковского

  • Статья
  • Еще по теме

Название поэмы звучит с вызовом, оно напоминает прежние стихи Маяковского с междометными восклицаниями, оборванными фразами, требует размышлений: «во весь голос» — значит мощно, громогласно, оглушительно, смело, бесстрашно. По содержанию оно есть подведение итогов творчества и, совпав по времени с выставкой поэта, читаемое на ней, совпадает по теме.

Вступление к ненаписанной поэме стало завещанием Маяковского, разговором с потомками, оценкой своего поэтического труда.

Начинается оно с обращения к «уважаемым товарищам потомкам», которые, «роясь в сегодняшнем окаменевшем г...», прошедших «дней изучая потемки», обязательно спросят о нем, кто-де такой Маяковский.

С привычной резкой и горькой иронией поэт обращается уже к исследователям его творчества — «профессорам»:

Профессор,

снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу

о времени

и о себе.

Маяковский определяет свое «место в рабочем строю»:

Я, ассенизатор

и водовоз,

революцией

мобилизованный и призванный,

ушел на фронт

из барских садоводств

поэзии —

бабы капризной.

Войдя в поэзию в годы пестрого, яркого поэтического многоголосия, поэт полемизирует с «кудреватыми Митрейками, мудреватыми Кудрейками», пародируя строчки известных в то время стихотворений И. Сельвинского и М. Кузмина, доказывая тем самым важность и преимущества своей поэзии, ее тематики и идей.

Поэт непосредственно обращается к потомкам («Слушайте, товарищи потомки!»), называя себя «агитатором, горланом, главарем» и обещая, что «придет в коммунистическое далеко», «заглуша поэзии потоки», «как живой с живыми говоря».

Чем же его стих предпочтительнее «лирических томиков» других поэтов? Как ему удается «дойти через хребты веков и через головы поэтов и правительств»? Его поэзия — «труд», его «железки строк» — «старое, но грозное оружие». Поэтому поэт «парадом разворачивает» «страниц войска» и делает смотр «строчечному фронту».

Все свои стихи «до самого последнего листка» поэт «отдает» «планеты пролетарию». Планетарным поэтом, равным «пролетарию планеты», делает его идеологическая борьба, которую он вел на протяжении всей своей литературной деятельности.

Маяковский с присущей ему любовью к жесту демонстрирует широту своей души, бескорыстие и равнодушие к деньгам.

Поэт уверен, что он заслужил память потомков, так как для них, «которые здоровы и ловки», «поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката» и готов с «товарищем жизнью» «протопать по пятилетке дней остаток».

Поэтому «планеты пролетарий», поэт — «агитатор, горлан-главарь» — и «товарищ жизнь с пятилетками» заслужили славы и «общего памятника». А сам он по прошествии времени явится в «ЦеКаКа идущих светлых лет», чтобы «над бандой поэтических рвачей и выжиг» поднять, «как большевистский партбилет, все сто томов своих партийных книжек».

Проблема вступления в поэму обозначается Маяковским как взаимоотношение поэта и эпохи, поэта и «атакующего класса», как идейно-художественное содержание поэзии, призванной служить созиданию нового общества.

Главная мысль вступления заключается в размышлениях о значимости творчества Поэта в будущем, в уверенности в том, что время, потомки дадут верную оценку его творчества и его личности.

Своеобразие художественной манеры Маяковского, знакомое читателям по прежним стихам, проявляется и во вступлении к поэме «Во весь голос». Это совпадение «лирического я» с «авторским я», масштабный поэтический разговор со Вселенной, с жизнью, с человечеством (здесь это «пролетариат», «атакующий класс», потомки), использование гиперболических метафор (изображение поэзии как войска), смешение высокой лексики с низкой («мне наплевать...», «вылизывал»), инверсированная строка («железки строк, случайно обнаруживая»), разбивка стиха на словосочетания и слова, чтобы, по свидетельству поэта, смысл не был утрачен, различные способы рифмовки.

Таким образом, Маяковский накануне своей трагической гибели, не доверяя этого права критике, успел, подводя итоги творческому пути, сказать самое важное «о времени и о себе» сам, создав завещание, обращенное к следующим поколениям.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5006