Анализ повести "Поединок" Куприна (сочинение)
В центре повести А.И. Куприна «Поединок» — судьба юного подпоручика Юрия Ромашова, который постепенно приходит к осознанию своего «я» в жестокой и абсурдной действительности. Он чист, даже ребячески наивен. Всё, свойственное его возрасту — грёзы о счастье, любви, жажда прекрасного, — болезненно обостряется в пошлой обстановке заштатного полка, в постоянном общении с ограниченными и грубыми офицерами, которые, будучи в большинстве своём мелкими неудачниками, всю свою злобу вымещают на солдатах. На этом фоне исключением выглядит Назанский — полковой «философ», талантливый, но, увы, спившийся человек. В своих прочувствованных монологах (единственным их слушателем является Ромашов) он упрекает товарищей-офицеров за то, что они униженно тянут лямку и готовы выполнить любой приказ, не задумываясь о смысле происходящего. Однако главную вину офицерской касты он видит в другом: «Это то, что мы слепы и глухи ко всему». О горькой солдатской доле Куприн говорит с такой же жестокой силой, как и о пороках офицерства. Одним из лучших эпизодов в повести является, на мой взгляд, сцена разговора Ромашова с замордованным, обезумевшим от побоев солдатом Хлебниковым. Спасая его от самоубийства, Ромашов осознаёт пустячность собственных переживаний в сравнении с отчаянием рядовых армии. В атмосфере унижения и пошлости Юрий Ромашов живёт ожиданием своего «звёздного часа», испытывая мучительное чувство «своего одиночества и затерянности среди чужих». Прекрасное и светлое он черпает из своих утончённых переживаний — влюблённости в Шурочку Николаеву, наслаждения «волшебным пожаром» вечерней зари, ощущения творческой энергии весенней земли. Всё тягостное — позорный провал роты Ромашова во время смотра, грубые сцены в офицерском клубе и на плацу — поступает извне. Честолюбивые побуждения героя, который видел себя в мечтах ловким и ладным офицером, командиром лучшей из рот, терпят крах. Постепенно он приходит к выводу о том, что «существует только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд». Понимание этого позволяет Ромашову по-иному взглянуть на своих сослуживцев, осознать драматичность их судеб. Он неожиданно для себя обнаруживает, что человечность, способность к состраданию присущи и пьянице Веткину, и поклоннику звериных инстинктов Бек-Агамалову, и создателю «стройной системы» порабощения Осадчему. Все они вынуждены гасить в себе искренние порывы, подчиняться жестоким армейским нравам, жить не по своей воле. Двойственное впечатление производят даже единственно близкие Ромашову люди — Шурочка Николаева и Василий Наганский. Незаурядный интеллект Назанского обречён на угасание. Женственная и расчётливая Шурочка растрачивает свои дарования, по существу, впустую. Сам Куприн и осуждает их, и сожалеет об их бесславной судьбе в сложившихся бесчеловечных условиях. Писатель широко раздвигает временные и пространственные границы повествования: в его представлении офицеры отдельного полка связаны со всеми людьми одной трагедией — трагедией «запутанного и угнетённого сознания». С моей точки зрения, это один из главных мотивов произведения. На фоне безысходной, казалось бы, действительности, где даже самые талантливые личности ощущают себя потерянными, чуткое, доброе, утончённое жизнеощущение Юрия Ромашова является подтверждением того, что гуманные основы мира не утрачены. Большой смысл вложен писателем в мотив юности. С молодостью героя тесно связана авторская мысль о преображении жизни. Поэтому так страшна бессмысленная гибель юноши, до последнего мгновенья страстно желавшего правды и красоты, ведущего поединок с пошлостью и подлостью. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5364
| |