Произведения Николая Гумилева для детей
Гумилев не писал специально для детей, немногие его произведения на сегодняшний день вошли в круг детского чтения, но очень многие из них написаны под влиянием детских впечатлений. И. Одоевцева в своей книге “На берегах Невы” пишет, что Гумилев очень любил вспоминать о детстве и часто говорил: “Ничто так не помогает писать стихи, как воспоминания детства. Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии... я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в детстве”. За последние годы были изданы две книги стихов - “Капитаны” (1988) и сборник стихов “Престол красоты” (1994), - предназначенные детям среднего и старшего школьного возраста. Кроме того, к кругу детского чтения могут быть отнесены новеллы Гумилева из цикла “Тень от пальмы”: “Принцесса Зара”, “Золотой рыцарь”, “Скрипка Страдивариуса” и др., а также его переводы: песни из книги “Баллады о Робин Гуде”, стихотворения Т. Готье, “Поэма о старом моряке” Колриджа. Несмотря на то что произведения Николая Гумилева не писались для детей, они не могут не найти у них отклика, поскольку мир романтики, экзотики и сказки, созданный автором в его стихах и новеллах, очень близок детскому миропониманию. Стихотворение “Капитаны” - яркий тому пример. Уже в самом названии сквозит романтика морских приключений и задается образ сильной личности, стремящейся к дерзким открытиям, ведущей корабль своей судьбы. Сначала Николай Гумилев рисует отвлеченный образ дерзкого, бесстрашного капитана-героя, открывателя новых земель и миров, сказочного героя-рыцаря, которым грезит каждый мальчишка. Стихотворение «включает в себя в “переплавленном” виде образность и сюжетику как бы всей “классики” европейской приключенческой прозы (на сюжеты о необыкновенных путешествиях, пиратах, мореплавателях) - то есть экстракт мотивов из романов капитана Марриета, “морских” романов Ф. Купера, В. Скотта и романтиков второй половины XIX в. - Р. Стивенсона, Т. Майн-Рида, Л. Жаколио, Э. Саль гари» (И.Г. Минералова). Во второй части Николай Гумилев как бы “примеряет” созданный им абстрактный образ к конкретным лицам: “Вы все, паладины Зеленого Храма, / Над пасмурным морем следившие румб, / Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама, / Мечтатель и царь, генуэзец Колумб”. Этот перечень не закончен, в их ряды может войти каждый, “кто дерзает, кто хочет, кто ищет”, потому что основа человеческой жизни - поиск, стремление к мечте. Именно такие люди являются капитанами жизни. Их мир разнообразен и прекрасен, поэтому, однажды поняв и приняв его, человек сам становится капитаном и сам стремится в те “страны, / Куда не ступала людская нога, / Где в солнечных рощах живут великаны / И светят в прозрачной воде жемчуга”. Океан - это вечность, это мир неизведанного, поэтому-то “Зеленый Храм” влечет к себе своих “паладинов”, одержимых “наркозами” открытий: “Как будто не все пересчитаны звезды, / Как будто наш мир не открыт до конца”. Поэт не случайно в противовес “грезам” “глубин” рисует картину портовой жизни, в создании которой он использует ритм и форму матросской песни: “А в заплеванных тавернах / От заката до утра / Мечут ряд колод неверных / Завитые шулера”. Эта антитеза символизирует неразрешимые противоречия между реальным, суетным миром, наполненным мелкими страстями и желаниями, и миром мечты и настоящего счастья. Идея, так ярко представленная в этом стихотворении, является одной из определяющих творчество Николая Гумилева в целом. Завершается стихотворение мистическим образом Летучего Голландца, который является символом смерти и опасности, подстерегающих путешественников. Не менее интересны и занимательны новеллы Гумилева. Сказочный сюжет его прозаических произведений наполнен глубоким лирико-философским, символическим содержанием. Например, рассказ “Скрипка Страдивариуса”, где автор создает пленительный, трогательный образ скрипки, которая является не только любимым инструментом музыканта, но его соавтором, “невестой”, и образ музыканта Паоло Белличини, для которого творчество стало разумным расчетом, честолюбивой мечтой. Мэтр не смог по-настоящему оценить “любовь” скрипки, ее чистоту и преданность и в порыве гнева “убил” прекрасное творение своего учителя и в конечном счете и себя. Для Николая Гумилева искусство, как и жизнь, - вечный поиск. Истинное искусство, по Гумилеву, должно быть синтезом бесконечного труда, блестящего таланта и душевного горения. Именно эту идею проводит он как в своей новелле, так и во всем своем творчестве. Если основной критерий литературы для детей - эстетический, то произведения Гумилева непременно должны войти в круг детского чтения. Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4572
| |