"Макар Чудра": анализ произведения Горького
«Макар Чудра» — первый рассказ Максима Горького, поэтому в нём проявилась вся искренность молодого художника, его романтическая натура. Рассказ написан по впечатлениям странствий будущего писателя по Бессарабии, его знакомства с вольной бродячей жизнью цыган, яркими характерами, духом свободы, свойственным просторам тех мест. Несомненна зависимость горьковского рассказа от поэмы Пушкина «Цыганы» (1824). Но «Макар Чудра» вовсе не повторение пушкинского произведения в новых образах в другое историческое время. Для Горького поэма Пушкина стала источником вдохновения, послужила примером развития сюжетной ситуации, создания образов. Горький использует в рассказе традиционную схему взаимодействия героев. Героев четверо. Прежде всего это слушатель и автор-повествователь рассказа, то есть этот образ одновременно находится «в» рассказываемой истории и «вне» её. Второй важной фигурой выступает рассказчик — старый цыган Макар Чудра. Заметим, что и у Пушкина цыган-старик иногда проявляется в этом качестве, но не в тех случаях, когда в поэме происходят непосредственные события. И наконец, стержень романтической истории — любовь двух ярких натур: молодого цыгана, воплотившего саму удаль и свободу, Лойко Зобара и прекрасной цыганки Радды, в образе которой соединились вся земная красота и неукротимая воля. Таким образом, читатель узнаёт необыкновенную историю-легенду о любви и свободе из рассказа старого цыгана, которую, в свою очередь, пересказывает автор-повествователь. Получается, что история проходит словно три «фильтра»: личный опыт её непосредственных участников, оценка и рассуждение цыгана и художественное переосмысление автора-повествователя. Конфликт в рассказе «Макар Чудра» можно представить в двух ракурсах. Прежде всего, он продолжает пушкинскую тему в «Цыганах». Однако если у Пушкина романтическая поэма воплощает идеи, выходящие за пределы этого литературного направления, то Горький, напротив, утверждает романтический идеал вопреки реальности. Именно поэтому любовный конфликт в поэме Пушкина, в котором участвуют русский изгнанник Алеко, цыганка Земфира и молодой цыган, у Горького заменён на конфликт двух цыган, между которыми нет никакой преграды, кроме воли, которой они дорожат больше жизни. Следовательно, конфликт в рассказе Горького носит не реалистический характер, как у Пушкина, а романтический. Почему же Горький назвал рассказ «Макар Чудра», ведь он всего лишь рассказчик? Думается, что роль старого цыгана очень важна в произведении и не сводится лишь к функции рассказчика. Макар Чудра служит выразителем идей рассказа с позиции человека, находящегося вне социальной жизни, вне гнёта морали и обязательств. Благодаря идейному назначению этого образа сюжетная роль Макара Чудры вырастает до роли мудрого учителя, выражающего сокровенные мысли молодого писателя. Романтический дух ранних произведений Горького оказался востребованным в российском обществе того времени, которое нуждалось в голосе, утверждающем свободу, любовь, достоинство человека. Очень характерным изобразительным приёмом раннего Горького стало то, что он расширял традиционные возможности прозы за счёт привлечения других видов искусства, например живописи и графики. Таково, например, описание героя: «Вот из темноты вырезался конь, а на нём человек сидит и играет, подъезжая к нам». Глагол «вырезался» сродни красочному эпитету, и необходим он Горькому, чтобы отчётливо и зримо выделить главный образ своего раннего творчества — гордого и свободного человека. Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016 Чехов высоко ценил рассказы Горького «На плотах» и «В степи»: они были созвучны творчеству Чехова и его современников строгим, грустным и милосердным отношением к миру и человеку обыденной жизни. Новизна позиции Горького проявилась, однако, в новом подходе к человеку. Ему мало было сказать о том, как скверно живут люди. Ему мало было и того, чтобы научить читателя жалеть и любить униженных и угнетенных. Во всех сферах жизни Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Гимном вольности и любви прозвучало полулегендарное сказание «бывалого человека» Макара Чудры о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде, дочери славного солдата Данилы. Красавица Радда, любя, улыбалась как царица. Лойко был подобен горному орлу. Их любовь горела ярким, испепеляющим пламенем. Но в хмурой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Подобная сверканию молнии, их любовь не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей, готовых либо продать, либо купить то, что они называли любовью. Такой любви Радда и Лойко — оба — предпочли гибель. Трудно поверить в то, что в основе легенды об их любви, об их упоении волей и об их бесстрашной смерти, лежит быль. Горький нарисовал настолько необычные характеры, так сильно чувствующие души, что читателю чудятся герои богатырских размеров: они захотели любви-воли, которую можно увидеть во сне или о которой можно услышать в сказке. Атмосферу романтической сказки поддерживает ей соответствующее описание природы: порывы холодного ветра, суровость бескрайней степи, плеск набегавшей на берег морской волны, яркое пламя костра, раздвигавшее мглу осенней ночи. Романтический колорит усиливается рассказом об удалой разбойной жизни Зобара, который не боялся самого сатаны с его свитой. А еще более — намеками на демоническую природу образа Радды: Макар Чудра попеременно называет ее то «чертовой девкой», то «проклятой Раддой», то «дьявольской девкой». Однако, несмотря на, казалось бы, зловещие эпитеты и сравнения, общий тон рассказа-легенды — волшебно-сказочный, высокоромантический. Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4673
| |