Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Есенин С.А.

"Сорокоуст" (Есенин): анализ стихотворения Сергея Александровича

  • Статья
  • Еще по теме

Есенин опасался, что новая власть свои задачи будет решать за счёт крестьянства. Эти сомнения и предположения с высочайшей художественной силой прозвучали в его небольшой поэме «Сорокоуст» (1920). Основой для третьей части поэмы стала реальная картина, которую наблюдал Есенин во время поездки на юг. «Сорокоуст» — одно из самых пронзительных, очень личных и в то же время предельно обобщённых произведений поэта.

Несовпадение ожидаемого и реального, тоска по уходящему и внутренний страх перед будущим, боль и любовь выражены в стихотворении в каждой строке, в каждом слове, в том, как они соотносятся друг с другом. Так, например, высокая лексика с риторическим обращением («О, электрический восход») и фраза, начинающаяся с уходящего из языка местоимения «се» в значении «этот» соседствуют с просторечиями «жалостная», имитацией припева из народной песни «Таля-ля-ля, тили-ли-гом». Образ «тоскующих песен» и лягушиный писк в соломе становятся элементами художественного мира стихотворения.

Подобные образные средства словно готовят кульминационные строки «Сорокоуста» в части третьей. Развязка происходит в четвёртой главке, где проявляется главное: неизбежность расплаты за этот неистовый, бешеный и равнодушно-паровозный гон, темп которого не в состоянии вынести «красногрудый жеребёнок». Есенин максимально приближает события каждому, кто будет читать его строки, своим обращением-вопросом:

Видели ли вы,

Как бежит по степям...

И даже это лёгкое сближение «ли — ли» («ВидеЛИ ЛИ...»), похожее в данном случае на косноязычие, передаёт состояние особого возбуждения, которое также должно перейти к читателю. Эмоциональное напряжение усиливается введением в текст риторических вопросов (в третьей части они присутствуют в каждой из трёх строф, а в заключительной строфе их подряд четыре). Пятое предложение — итог. Риторического вопроса в нём нет — и это тоже художественный ход поэта. Незачем и некого спрашивать. Все предрешено. И перед тем, как выплеснуть самое страшное, вдруг возникает выпадающее из литературного языка просторечие «тысчи» — и многократно усиливает основной трагический мотив:

И за тысчи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Такова цена. И не она ли теперь будет основной в новой жизни, когда за всё заплатят чужой кожей и чужим мясом? Трагические предчувствия Есенина, к сожалению, имели основания —во время Гражданской войны, где во имя идеи брат убивал брата. Подтвердятся они очень скоро и трагической судьбой людей, погибших в тюрьмах и лагерях. 

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 - М.: "ТИД "Русское слово - РС", 2011

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 7398