"Не жалею, не зову, не плачу...": анализ стихотворения Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу...» (1921), по воспоминаниям знавших Есенина, написано под впечатлением одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя — заключительных слов начала шестой главы: «...что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!» Это стихотворение — одна из вершин есенинской поэзии. Выраженное в нем настроение — грусть и сожаление об уходящей молодости, понятно абсолютно всем, пережито всеми, но на такой пронзительно задушевной ноте прочувствовано и выражено лишь Есениным. Проникновенный лиризм этого стихотворения достигается предельной открытостью души, внутреннего мира: поэт не скрывает, что сердце его холодеет, «дух бродяжий» остывает, свежесть утрачена и желания стали скупее. Такая обнаженность души вызывает доверительность и абсолютное сопереживание. Но перечень внутренних переживаний составляет глубинную, психологическую струю в стихотворении. Снаружи эта исповедь уходящей молодости расцвечена необычайно яркими земными (зрительно воспринимаемыми, а не абстрактно психологическими) образами, настолько цельными и законченными, что они воспринимаются как афоризмы: «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «страна березового ситца», «Увяданья золотом охваченный». Эмоциональный тон сожаления об ушедшей юности нарастает с конца первой строфы и до четвертой. Кажется, что третья строфа заканчивается на самой высокой ноте: О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Но в четвертой строфе неожиданно возникает совершенно потрясающий символический образ розового коня. Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни, но это и воспоминание о детстве и юности, когда на заре в лучах восходящего солнца конь становится розовым. И поэт «весенней гулкой ранью» уже «проскакал на розовом коне» — это образ уже отшумевшей жизни и даже замолкшего отзвука копыт. Несмотря на высокий эмоциональный накал, стихотворение лишено трагичности, так как начинается оно и заканчивается строками, в которых выражено глубинное приятие жизни такой, какая она есть — с рассветом, увяданием и природно-неизбежным умиранием. И в двух заключительных строках эмоционально-смысловой акцент сделан на словах «вовек благословенно» и «процвесть», но отнюдь не на слове «умереть»: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1476
| |