Анализ рассказа Ефремова "Эллинский секрет"
Рассказ И. Ефремова «Эллинский секрет» сегодня не вызовет ни изумления, ни даже недоверия, которые он должен был вызвать в 1942 году, когда был написан, но не опубликован. Речь в нем идет о воскрешении опыта далеких предков, хранящегося в глубоких тайниках человеческой памяти, «памяти поколений», или памяти генной. «Эллинский секрет» — это рассказ о молодом советском скульпторе, полюбившем молодую спортсменку, в которой он увидел как духовное, так и телесное изящество, совершенство. Молодой человек принимает решение вырезать из слоновой кости скульптуру любимой, но осуществить этот замысел ему не удается: разражается война, и он уходит на фронт, где вскоре получает ранение правой руки, не позволяющее ему даже мечтать о работе. Лейтенант Леонтьев не может теперь осилить статую своей Ирины, а время пройдет, и красота молодой женщины утратит свою свежесть. Впав в депрессию и мучимый страшными снами, похожими на галлюцинации, Леонтьев приближается к порогу безумия, пока не получает совет обратиться за помощью к знаменитому психофизиологу, работающему в эти трудные военные годы хирургом в нескольких военных госпиталях Москвы. И Файнциммер, действительно, находит разгадку необъяснимых состояний пришедшего к нему лейтенанта, — состояний, которыми сам ученый живо интересовался. И. Ефремов передает ход рассуждений ученого, которые приводят его к интереснейшей разгадке «эллинских» снов Леонтьева. Прадеды молодого человека жили на острове Крит и, переселившись оттуда в Грецию, лишь много позже перебрались в Крым. Те сны, в которых Леонтьев сначала видит обрывки картин Древней Эллады, а затем мастерскую скульптора и надпись, дающую секрет размягчения слоновой кости, известный в Древней Элладе, приводит ученого к выводу, что он имеет дело с памятью, после многих веков вернувшейся из подсознания... Картины и обрывки ландшафтов, которые видел молодой скульптор в своих галлюцинаторных снах, были, как мозаика, кусками одного целого. Под влиянием огромного душевного напряжения из недр его мозга проступали древние отпечатки памяти, которые скрывались под грузом памяти личной. «Навязчивое ощущение усилия вспомнить что-то было отзвуком подсознательного скольжения мысли по непроявленным отпечаткам памяти»,— писал Ефремов. Чрезвычайно интенсивное желание Леонтьева создать статую своей любимой в расцвете ее красоты, напряжение всех его психических сил помогли ему вызвать из области подсознания картины древней зрительной памяти. С помощью Файнциммера Леонтьев преодолевает свое мучительное психическое состояние, открыв секрет своих «галлюцинаций». Фантастика? В 1942 году, когда писался рассказ, все, о чем в нем говорится, могло быть только так расшифровано. Сегодня, читая одну из первых новелл Ефремова более чем через тридцать лет после ее создания, воспринимаешь ее по-новому. «...Я допускаю, — говорит профессор Файнциммер своим друзьям, — что в редких случаях комбинации ячеек памяти могут передаваться по наследству». Точные описания людьми тех мест, в которых они как будто никогда и не были; сны, воспроизводящие точную обстановку прошедших событий, тоже никогда не виденных и не слыханных... Есть люди с более и с менее обостренной памятью поколений, размышляет Ефремов, есть и такие, у которых она полностью отсутствует. «Бессознательная или подсознательная память поколений, — пишет Ефремов, — составляет общую всем людям канву мышления, вне зависимости от образования и воспитания...» Мысли, лишь намеченные в небольшом рассказе «Эллинский секрет», не оставляли Ефремова в течение многих лет. В 1963 году он окончил большой роман «Лезвие бритвы», в котором развил первоначальный замысел, доведя до конца свои предположения и догадки. Источник: Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. Москва: Издательство «Художественная литература», 1979 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2923
| |