Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ефремов И.А.

Анализ рассказа Ефремова "Эллинский секрет"

  • Статья
  • Еще по теме

Рассказ И. Ефремова «Эллинский секрет» сегодня не вызовет ни изумления, ни даже недоверия, которые он должен был вызвать в 1942 году, когда был написан, но не опубликован. Речь в нем идет о воскрешении опыта далеких предков, хранящегося в глубоких тайниках че­ловеческой памяти, «памяти поколений», или памяти генной.

«Эллинский секрет» — это рассказ о молодом совет­ском скульпторе, полюбившем молодую спортсменку, в которой он увидел как духовное, так и телесное изяще­ство, совершенство. Молодой человек принимает решение вырезать из слоновой кости скульптуру любимой, но осуществить этот замысел ему не удается: разражается война, и он уходит на фронт, где вскоре получает ранение правой руки, не позволяющее ему даже мечтать о работе. Лейтенант Леонтьев не может теперь осилить статую своей Ирины, а время пройдет, и красота молодой жен­щины утратит свою свежесть.

Впав в депрессию и мучимый страшными снами, по­хожими на галлюцинации, Леонтьев приближается к по­рогу безумия, пока не получает совет обратиться за по­мощью к знаменитому психофизиологу, работающему в эти трудные военные годы хирургом в нескольких военных госпиталях Москвы. И Файнциммер, действительно, на­ходит разгадку необъяснимых состояний пришедшего к нему лейтенанта, — состояний, которыми сам ученый живо интересовался.

И. Ефремов передает ход рассуждений ученого, кото­рые приводят его к интереснейшей разгадке «эллинских» снов Леонтьева. Прадеды молодого человека жили на острове Крит и, переселившись оттуда в Грецию, лишь много позже перебрались в Крым. Те сны, в которых Леонтьев сначала видит обрывки картин Древней Эллады, а затем мастерскую скульптора и надпись, дающую се­крет размягчения слоновой кости, известный в Древней Элладе, приводит ученого к выводу, что он имеет дело с памятью, после многих веков вернувшейся из подсознания...

Картины и обрывки ландшафтов, которые видел мо­лодой скульптор в своих галлюцинаторных снах, были, как мозаика, кусками одного целого. Под влиянием огромного душевного напряжения из недр его мозга про­ступали древние отпечатки памяти, которые скрывались под грузом памяти личной. «Навязчивое ощущение уси­лия вспомнить что-то было отзвуком подсознательного скольжения мысли по непроявленным отпечаткам памя­ти»,— писал Ефремов. Чрезвычайно интенсивное жела­ние Леонтьева создать статую своей любимой в расцвете ее красоты, напряжение всех его психических сил помог­ли ему вызвать из области подсознания картины древней зрительной памяти.

С помощью Файнциммера Леонтьев преодолевает свое мучительное психическое состояние, открыв секрет своих «галлюцинаций».

Фантастика? В 1942 году, когда писался рассказ, все, о чем в нем говорится, могло быть только так расшифро­вано. Сегодня, читая одну из первых новелл Ефремова более чем через тридцать лет после ее создания, воспри­нимаешь ее по-новому.

«...Я допускаю, — говорит профессор Файнциммер своим друзьям, — что в редких случаях комбинации ячеек памяти могут передаваться по наследству».

Точные описания людьми тех мест, в которых они как будто никогда и не были; сны, воспроизводящие точную обстановку прошедших событий, тоже никогда не виден­ных и не слыханных... Есть люди с более и с менее обост­ренной памятью поколений, размышляет Ефремов, есть и такие, у которых она полностью отсутствует. «Бессозна­тельная или подсознательная память поколений, — пи­шет Ефремов, — составляет общую всем людям канву мышления, вне зависимости от образования и воспи­тания...»

Мысли, лишь намеченные в небольшом рассказе «Эллинский секрет», не оставляли Ефремова в тече­ние многих лет. В 1963 году он окончил большой ро­ман «Лезвие бритвы», в котором развил первоначальный замысел, доведя до конца свои предположения и до­гадки.

Источник: Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. Москва: Издательство «Художественная литература», 1979

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2923