Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Творчество Леонова, анализ романа "Русский лес"

  • Статья
  • Еще по теме

1. Особенности творческой индивидуальности Леонова как писателя

2. Своеобразие соцреализма Л. Леонова

3. Характеристика романа "Русский лес"

1. Особенности творческой индивидуальности Леонова как писателя

Леонид Леонов (1899-1994) считается прямым и непосредственным продолжателем традиций русской классической литературы. В области философской прозы он выступал как наследник Достоевского, утверждая гуманистические ценности, способные сообщить смысл и оправдание человеческому существованию.

Факты биографии, оказавшие влияние на особенности творческой индивидуальности писателя:

      его отец был человеком, причастным к литературному творчеству — поэтом-суриковцем;

      дед способствовал изучению Священного Писания, которое Леонов хорошо знал;

      повлиял на писателя и собственный опыт участия в гражданской войне.

Творческая индивидуальность Леонова как писателя начала складываться в начале 20-х гг., когда он создал ряд разнородных по своему стилю и тематике рассказов ("Бурыга", "Петушихинский пролом", 1923).

Особенности его творческой индивидуальности:

      уже на раннем этапе он занял в литературе особое место, обретя репутацию писателя-философа, мыслящего в категориях мировой культуры;

      мир его творчества отличается неповторимым строем чувств, своеобразным эмоциональным зарядом, особым комплексом нравственности и неповторимым литературным языком;

      исследуется мир русских поверий;

      привлекает восточно-романтическая и библейская тематика, отраженная в рассказах "Туатамур", "Уход Хама", "Халиль";

      вызывает интерес народная демонология, что также было свойственно литературе "серебряного века";

      используется сказочная стилизация, которая обусловливает парадоксальное отстранение от социальных связей и замкнутость жизни сферой духовной реальности;

      проявляется внимание к частной жизни человека, с учетом его социальной роли, связанной с революционной ситуацией, как того требует время, и это требование неукоснительно соблюдается Леоновым, который является приверженцем традиций классической литературы, провозглашающей принцип соответствия литературы требованиям времени, но эта социальная роль героя изображается схематично, без попыток раскрыть внутренний мир революционных людей;

      автор пропускает свое понимание к современности сквозь призму вечных тем и проблем, его внимание к библейской тематике носит свою специфику, которая проявляется в использовании в сюжетах народных элементов, перекрывающих библейскую основу.

2. Своеобразие соцреализма Л. Леонова

Творчество Леонова развивалось в период активного развития социалистического реализма как основного, "официального" метода литературы и искусства в целом, пропаганды в литературе социалистических и революционных ценностей.

Своеобразие соцреализма писателя:

      опора на традиции русской классики (прежде всего Достоевского) и реализация на этой основе принципов нового метода, особенно в изображении героя и его взаимоотношений со средой;

      отличие художественно воплощенного стереотипа поведения героя, который предстает всегда положительным и воплощает положительные с точки зрения революционных установок качества и авторского отношения к герою, в котором обычно присутствует едва уловимая добрая ирония;

      проступает скрытая рефлексия, в отсутствии которой упрекали авторов соцреализма, что ярко прослеживается в таких произведениях, как "Дорога на океан", "Нашествие", "Метель".

3. Характеристика романа "Русский лес"

Творческая судьба романа Леонова "Русский лес":

      опубликован в 1953 г. в журнале "Знамя";

      с самого начала вызвал споры критиков;

      был отмечен в 1957 г. Ленинской премией;

      официальным литературоведением определялся как образец метода социалистического реализма в русской советской литературе середины XX столетия, что обеспечило на долгие годы предвзятое отношение к роману как пропагандирующему социалистические ценности и принципы эстетического освоения реальности, таким образом утверждая их истинность.

Тематика романа Леонова "Русский лес" включает в себя освещение следующих тем и проблем:

      идеологические и философские дискуссии;

      сущность человеческого бытия и пути самореализации человека;

      рассуждения о текущей литературе, в которых иронически оценивается значимость и истинность эстетических критериев соцреализма.

Отличие от прочих произведений, созданных на основе принципов соцреализма:

      изощренная культура письма;

      сложность композиционной структуры.

Композиция романа основана на нескольких уровнях сюжета, среди которых выделяются сюжеты:

      философского спора;

      исторический;

      сказочный.

Особенности сюжета философского спора:

      идейные споры в романе приобретают невиданные для литературы соцреализма масштабы;

      через споры о судьбе русского леса развивается напряженная дискуссия о созидательных возможностях человека и его месте в природе;

      ведутся споры об отношении людей к историческому опыту, о смысле истории и судьбах цивилизаций;

      включает в себя диалогическую связь, сцепление двух программных речей центральных героев романа - Ивана Вихрова, проповедующего концепцию согласия деятельности человека с законами природы, и Александра Грацианского, утверждающего насилие над природой, когда человеческая деятельность обусловлена не законами гармоничного существования с природой, а единственно волей человека;

Особенности исторического сюжета:

      вытекает из философских споров героев;

      имеет два исторических пласта:

•        первый пласт включает в себя 1892, 1916, 1929, 1936 и 1941 гг., выступающие как вехи судьбы Ивана Вихрова;

•        второй пласт сосредоточен на событиях первого года Великой Отечественной войны;

      исторические сюжеты синхронизированы и образуют единую линию с общей завязкой, кульминацией, развязкой, окольцованной прологом и эпилогом;

      наделяет философский спор героев эпохальным значением;

      отражает мысль автора о том, что противостояние двух философий отношения к природе непосредственно связано с охватившей весь мир войной и во многом обусловливает ее.

Особенности сказочного сюжета:

      противопоставлен по фактуре философскому сюжету;

      апеллирует к эмоциональным способам убеждения на основе мифологических архетипов, и это является одной из составляющих метода соцреализма.

Присутствует пролог, который можно охарактеризовать следующим образом:

      задаются главные пункты философских споров, в дальнейшем развивающиеся на страницах романа;

      намечаются основные сюжетные линии;

      вводятся образы, выполняющие роль сквозных лейтмотивов;

      задается общий эмоциональный тон повествования;

      основан на мотивах сказки, которые тесно связываются с эмоциональным состоянием главной героини романа Поли Вихровой.

Мотив сказки в романе имеет важнейшее значение и характеризуется следующим образом:

      не исчезает после пролога, а существует и развивается на протяжении всего романа в образе "чуда жизни" и сказочности природы, занимающей центральное место в романе;

      обусловливает важнейшую особенность композиции, которая заключается в тесном переплетении сказочного, чудесного с рациональным, логическим;

      обеспечивает материализацию бытийного в сказочный эпос, через который также реализуются и социальные прогнозы, и исторические концепции, которые выражаются в эпических жанрах, обеспечивающих жанровое своеобразие романа:

•        фольклорно-эпосный;

•        эпическое сказание;

•        сказочная утопия;

•        социальный миф.

Мифологема леса составляет доминанту национального образа мира.

Значение романа Леонова "Русский лес":

      он является одновременно своеобразным и в то же время характерным для 1950-х гг. литературным произведением;

      автор вступает в неявную полемику с государственной литературной идеологией и эстетическими критериями соцреализма, что выражается в следующем:

•        доведение до абсурда идей соцреализма;

•        использование иронии, способствующей подрыву соцреалистических канонов изнутри;

•        пародирование соцреалистических канонов и схем.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5047