Творчество Брюсова В.Я., русского поэта, прозаика и теоретика символизма
Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924) - поэт, прозаик, теоретик символизма. Он родился в купеческой семье из Москвы. Первоначальное образование будущий поэт получил дома, с 1885 по 1889 год учился в гимназии Ф. И. Креймана. Стихи начал писать рано, в возрасте 7—8 лет. В 1890— 1893 годах он учился в знаменитой московской гимназии Л.И. Поливанова, интересовался философией, изучал труды Спинозы. В начале 1890-х годов увлекся поэзией французских символистов, называл «декадентство» "путеводной звездой в тумане". Он ставил перед собой цель стать идеологом, вождем аналогичного направления в России. В. Брюсов стал лидером и теоретиком символизма. В 1894—1895 гг. он выпустил три сборника под названием «Русские символисты», в которые входили в основном его стихи. Эти сборники считаются первой коллективной декларацией символизма в России. Валерий Яковлевич предпринял попытку создать школу символистской поэзии, где можно было бы «выразить тонкие, едва уловимые настроения». Символизм («поэзия оттенков») должен был сделать шаг вперед по отношению к "прежней поэзии красок". Стремясь удивить традиционные литературные вкусы скандальной выходкой, В.Брюсов в сборнике "Русские символисты" опубликовал однострочное стихотворение "О, закрой свои бледные ноги...". Цели своей он добился. Это стихотворение принесло поэту всероссийскую скандальную известность и стало прологом к другим скандалам. В 1896 году вышел в свет сборник «Шедевры». В стихах этого сборника В. Брюсов подчеркивал эгоцентризм, обращался к экзотическим образам и сюжетам, к теме города с его контрастами и "демонизмом". Пафос важнейших произведений Брюсова — пафос гордого уединения, выработки волевых качеств личности, сильного характера. В.Я. Брюсов занимался философией и пришел к убеждению о возможности существования в мире множества истин, даже взаимоисключающих, что стало для него основой жизни и творчества. Эти идеи, а также эстетические теории Л. Толстого и А. Шопенгауэра нашли отражение в работе Брюсова "Об искусстве" (1899). В этой статье он определил творчество как духовное прозрение, объявил искусство самоценным. Теоретические идеи нашли отражение в его стихах "Творчество", "Отреченье", "Юному поэту" и др. В. Брюсов изучал жизнь и творчество русских поэтов — А. С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, готовил к публикации историко-литературные труды. Во второй половине 1890-х годов Брюсов вошел в круг поэтов-символистов, особенно сблизился с К. Бальмонтом. Интересующий нас поэт стал одним из инициаторов и руководителей издательства "Скорпион", вокруг которого объединились сторонники "нового" искусства. В 1900 году в "Скорпионе" вышла книга стихов В. Брюсова «Третья стража», в ней чувствовался отход от декадентского эгоцентризма и расширение образов и тематики. Его лекция «Ключи тайн», прочитанная 27 марта 1913 года, в поэтических кругах была оценена как манифест русского символизма. В. Брюсов в разные годы совершил поездки в Германию, в Италию, где изучая культуру эпохи Возрождсния, писал стихи на итальянские темы. Наиболее совершенная поэзия В.Я. Брюсова относится к началу XX века. Отношение его к революции было противоречиво — он признавал правду революционного возмездия, но видел в революции и разрушительную стихию, угрозу культуре. Эти идеи отражены в стихотворении «Грядущие гунны» и рассказе «Последние мученики». Эпиграфом к стихотворению «Грядущие гунны» взяты строчки из стихотворения Вяч. Иванова "Топчи их рай, Аттила". Восставший народ России В. Брюсов приравнивал к гуннам. Бесчинства, по мнению В. Брюсова, простительны восставшим как детям. Другой пласт брюсовского творчества связан с образом города ("Сумерки", "Люблю одно"). Важной темой в творчестве раннего Брюсова была тема родины, России ("Разоренный Киев", 1896, "Родной язык", 1911 и др.). Истинная суть поэта и человека В. Брюсова — привязанность к русской природе, родине ("В моей стране", 1909; "Безглагольность", 1910; "На меже", 1910; "Снежная Россия", 1917). Широко представлена в произведениях В.Брюсова и тема любви. Его ранние стихотворения о любви наполнены нежностью, проникнуты желанием служить любимой: Брюсов прославлял материальные и культурные ценности цивилизации ("Париж", "Венеция"), но показывал и ее разрушительное начало ("Голос города"). Воспевал священное «ремесло» («Хвала человеку», 1906), но и изнурительный труд «в тюрьме земной» ("Каменщик", 1903). Вопрос о человеческой душе оставался весьма важным для многих русских мыслителей XIX века. Русский мистицизм того времени подходил к этому вопросу с большим вниманием. Творчество В. Одоевского. Н. Гоголя, Ф. Достоевского было сосредоточено вокруг вопросов философии духа, совершенства человеческой души. Следуя в русле этой традиции, В. Брюсов подпал под влияние философии Вл. Соловьева, приближающей писателя к истинам бытийного мира. Мир и место человека в этом мире изобразил В. Брюсов в своих прозаических произведениях. Романы Брюсова остались в истории русского символизма образцом виртуозного мастерства, памятником философских исканий конца XIX —начала XX века. Известен Брюсов как переводчик, литературный критик. Не случайно многие поэты начала XX века считали его своим учителем. Он был прекрасным организатором. В 1910-е годы произошло сближение В. Брюсова с М. Горьким, началось их сотрудничество в горьковском журнале «Летопись». После октябрьских событий 1917 года Брюсов участвовал в деятельности множества культурных и общественно-просветительских организаций. В 1920 году он даже вступил в коммунистическую партию. Умер В. Брюсов в 1924 году в Москве. Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7161
| |