Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Произведения Маршака для детей: названия, общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

С 1922 г. Самуил Маршак профессионально занимался художественным творчеством для детей. С 1923 г. выходят из печати его стихотворные книги для малышей, пользующиеся известностью поныне: “Дом, который построил Джек”, “Детки в клетке”, “Сказка о глупом мышонке” и т.д. Вскоре он проявляет себя и как администратор, возглавив детский журнал “Новый Робинзон”, где печатались Б. Житков, В. Бианки, Е. Шварц и др. С 1924 г. Маршак руководит детским отделом ГИЗа. Казалось бы, для сатирика, фельетониста и пародиста, до революции постоянного автора “Сатирикона”, это был крутой поворот. Но заметно, что в своих ранних детских стихах Самуил Маршак удачно использовал именно опыт поэта-сатириконца. И “Дом, который построил Джек”, и “Сказка о глупом мышонке” - образцы привычной ему иронической поэзии. В первом из этих произведений даже ритмика и система рифмовки напоминает типично сатириконские стихи в духе Саши Черного или П. Потемкина.

От иронии поэт не откажется и впоследствии, прославившись в начале 30-х годов, например, антибуржуазным стихотворным фельетоном “Мистер Твистер”, где можно уже усмотреть следы творческой учебы у другого поэта с гениальным даром сатирика - В. Маяковского. Ленинградские приключения семьи американского миллионера, привыкшего ко вседозволенности и исключительности своего личного общественного положения, долгие годы были известны всей стране - фельетон этот писался с вполне серьезным идеологическим “агитзаданием”, с учетом вкусов и потребностей взрослого читателя, но быстро перешел и в сферу детского чтения.

В “Мистере Твистере” наказываются зазнайство и нескромность, он написан яркими запоминающимися стихами, сюжет его выразителен и динамичен. Все это - бесспорные достоинства “Мистера Твистера” как произведения детской литературы. А прямолинейная инфантильность забавного идейно-сюжетного конгломерата, лежащего в его основе, лишь способствует успеху этого произведения в детской аудитории.

“Баллада о двух островах” и “Рассказ о неизвестном герое” являют детскую музу Самуила Маршака в другой ее ипостаси. Поэт вполне типичным для нашей литературы 30-х годов манером поднимает проблему героизма “простых советских людей”. Врач в “Балладе о двух островах”, с риском для жизни летящий на некий далекий северный островок на помощь больному исследователю (он прыгает с самолета в океан, причем первый парашют у него не раскрывается), неизвестный спортивного вида юноша, спасающий девочку во время пожара, - это литературные персонажи, поступки которых остаются привлекательными, объективно содержащими положительный педагогический пример, в любом обществе в любые времена. Гуманистическая чистота подобных сюжетов Маршака, сила нравственного примера, в них содержащегося, бесспорны и сохраняют свое значение в наше время.

Основной адресат стихов Самуила Маршака - дети младшего возраста. Поэт великолепно интуитивно понимал особенности их психологии и умел вести весьма непринужденный разговор с ними (“Мяч”, “Праздник леса”, “От одного до десяти”, “Круглый год”, “Как рубанок сделал рубанок” и др.). Он делал остроумные жанровые открытия, подобные поэтической энциклопедии “Веселое путешествие от А до Я” (1953).

Немало внимания уделял Маршак стилизациям сказочных народных сюжетов: он написал пьесы “Теремок”, “Кошкин дом”, “Двенадцать месяцев”, “Умные вещи”, не раз привлекавшие внимание и театральных деятелей, и киномультипликаторов. Народная сказка “Теремок” состоит из сменяющих друг друга однотипных коллизий и пронизана диалогами. Самуил Маршак уловил ее внутреннюю сценичность, переработал сказочный сюжет, ввел в него конфликтное начало, противопоставив мирным жителям теремка “агрессоров” - Лису, Волка и Медведя, и в итоге создал талантливую пьесу-сказку. “Двенадцать месяцев”, бесспорно, вошли уже в круг произведений отечественной детской классики. Маршак находчиво соединил ряд традиционных коллизий народной сказки (Морозко, злая мачеха и добрая падчерица и т.п.) со злободневными идейными мотивами. Он остроумно поставил в центре пьесы “отрицательного” героя детской литературы - упрямого, своенравного и капризного ребенка, ничему не желающего учиться, наделив его при этом абсолютной властью над взрослыми людьми, то есть, в частности, собственными учителями (девочка-королева), и показал, какие роковые для самого ребенка последствия из этого могут проистечь.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3828