Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Педагогическая поэма": анализ произведения (Макаренко А.С.)

  • Статья
  • Еще по теме

По совету Горького Антон Макаренко создал основное литературное произведение - “Педагогическую поэму”. На материале жизни колонии писатель показал сам процесс социалистического перевоспитания детей, искалеченных двумя войнами, голодом, беспризорностью, раскрыл рождение нового человека в коллективе и труде.

Тему труда - одну из важнейших тем советской литературы – Александр Макаренко наполнил новым содержанием, ибо показал труд как строительство нового мира и формирование нового человека. Герои “Педагогической поэмы” - дети и подростки - изображены не преступниками, не “отбросами общества”, не маргиналами, но людьми; в каждом из них писатель-педагог находит человеческое, открывает человека по-своему талантливого, многогранного, со стремлением к добру и справедливости. Поэтому каждый из них способен, изжив прошлое, обрести смысл жизни, выпрямиться и осуществить фундаментальную “потребность в самореализации” (Телль). Потому, проводя анализ “Педагогической поэмы” Макаренко, можно заметить, что поколение беспризорников и правонарушителей 20-х годов предстает у писателя спасенным, а не “потерянным поколением”, что подтвердили судьбы их реальных прототипов в 30-50-е годы. Смыслом жизни для колонистов становится не материальное благополучие, постепенно создаваемое собственным трудом, а становление человеческой личности как универсальной и гармонической, обретение ею мужества (“не пищать!”) и гуманизма, устроение общества по законам красоты (“завоевание” Куряжа).

Деятельность воспитателя показана в произведении “Педагогическая поэма” Макаренко как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографический образ заведующего колонией им. А.М. Горького принадлежит к числу лучших воплощений советского человека в литературе. “Педагогическая поэма” - уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания. Основные положения новаторской педагогической теории воплощены в книге через развитие характеров воспитателя и колонистов, диалектику взаимоотношений коллектива и личности, жизненные конфликты и ситуации. “Педагогическая поэма” представляет собой особую жанровую разновидность романа воспитания - в типологическом ряду с “Жизнью Клима Самгина” М. Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Кащеевой цепью” М. Пришвина и другими романами советской литературы 30-х годов.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
34
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 24960