"Лето Господне" (Шмелев): анализ произведения
Каждый вынужденный эмигрировать писатель, художник или музыкант хотел в своём творчестве воплотить память о Родине. У всех это получалось по-разному, но всегда искренне. Самым же проникновенным произведением об утраченной России, созданным в русском зарубежье, стал роман И.С. Шмелёва «Лето Господне» (1927-1948). Источником романа стали не просто воспоминания, его созданию предшествовала долгая жизнь писателя, наполненная драматическими переменами. Иван Сергеевич Шмелёв родился в Москве в 1873 году. Род Шмелёвых имеет крестьянские корни; дед поселился в Москве после пожара 1812 года, отец — Сергеи Иванович Шмелёв — принадлежал к купеческому сословию, был хозяином большой артели плотников. Происхождение Шмелёва проясняет тот факт, что мальчик родился в Замоскворечье, на Кадашевской слободе — в старом районе Москвы, где традиционно проживали купеческие семьи. Атмосфера этого уголка Москвы послужила основой многих пьес А.Н. Островского. В крестьянско-купеческой среде Замоскворечья царила размеренная русская жизнь, проходившая по церковно-христианскому календарю, хранившая народные культурные и бытовые устои. Такой она и предстаёт перед нами в романе Шмелёва «Лето Господне». Роман «Лето Господне» представляет собой произведение, которое сочетает в себе черты трёх жанров. Прежде всего, это роман-воспоминание, в нём автор вспоминает о своём детстве в отцовском доме. Такие «детские» книги в литературе играют важную роль, сохраняя полноту детского мира и непосредственность детского восприятия жизни. В то же время это роман-хроника, позволяющий передать «бытовой» и исторический ход времени, представить воспоминание как действительность, зримую и ощущаемую нами. И наконец, «Лето Господне» — это роман-воспитание, в котором описывается, как растёт мальчик, как зреет в нём сознание, крепнет нравственное чувство, как он впитывает в себя национальную православную культуру. Этот тип романа имеет богатую традицию в мировой литературе, поскольку направлен на осмысление самого ответственного периода жизни человека — его возрастания как личности. Примером такого произведения является трилогия Л.Н. Толстого — «Детство», «Отрочество», «Юность». Роман «Лето Господне» составлен по принципу триптиха, его содержание — это три ипостаси детского бытия: праздники, радости, скорби. Мальчику Ване еще не знакома четвертая грань нашей жизни — забота, но его сердце уже учится этому. Он подражает взрослым, оценивает происходящее, начинает по-взрослому смотреть на окружающее. Например, он говорит своему воспитателю-дядьке Горкину: «Бог тебя в рай возьмёт», — хваля его за добрый совет провинившемуся работнику Денису, попавшему в немилость к отцу. В первой части книги «Праздники» Шмелёв показывает, как объединяет чувства всех людей атмосфера и глубокий смысл христианских праздников, таких как Благовещение, Пасха, Рождество, как сближает души участие в общих обрядах. Шмелёв возвращает читателя к уже забытой мысли, что праздники — это не выходные дни, а время, когда мы вместе помним и чтим великие события нашей общей жизни, перед которыми все люди равны. Поэтому мальчик отмечает про себя неправоту отца, если тот сердится и тем самым нарушает правила, которые следует соблюдать в праздничные дни, и ему даже бывает неловко. А какую науку душе несёт церковная служба или участие в ритуале, таком как, например, покаянное стояние на Ефимонах или освобождение птиц в день Благовещения. Следующие две части романа — «Радости» и «Скорби»; в них Шмелёв повествует о сторонах личной жизни мальчика Вани. Радости проникают в его сердце, самые сильные из них Ваня испытывает, наблюдая народные торжества, обряды, игры. А скорби приходят в жизнь неизбежно, они неотделимы от радостей: они несут утрату, но в то же время — продолжение жизни. В конце романа описана смерть и похороны отца: «Там — он — отец мой... Я знаю: это последнее прощанье, прощенье с родимым домом, со всем, что было... <...> Много серебряных священников. Поют невидные певчие. Льёт дождь, ветер ерошит листья на венке, мотает ленты. Поют — через стёкла слышно Ве-э-эчна-а-я-а па-а-а… а-а-ать — ве-чная-а...» Сергей Иванович Шмелёв умер, когда Ване Шмелёву было 7 лет. Сын писателя Ивана Сергеевича Шмелёва — Сергей — был расстрелян новой властью в 1921 году. Но, может быть, душевное чувство, с которым создавался роман «Лето Господне», хоть отчасти восстанавливает связь времён? Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4064
| |