"Кролики и удавы" (Искандер): анализ произведения
Советский читатель понимал сказку Искандера прежде всего как ёмкую, язвительную и страшную аллегорию на историческое время страны 1930-1970-х годов, то есть видел в ней конкретное общество. В самом деле, можно усматривать в образе Великого Питона реальный прототип или в повадках и рассуждениях кроликов и удавов определённые черты разных слоёв населения, а под принципами правителей — государственную политику закабаления страхом и несбыточной мечтой. Так, Великий Питон (обратите внимание, что он не удав по биологическому виду) сочиняет казуистическую идеологию, призванную поддерживать общественный баланс, согласие между поедающими и поедаемыми: «...кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы». Король кроликов, со своей стороны, понимает, что удерживать народ в повиновении возможно, только обещая им светлое и сытное будущее — сладкую морковку, сохраняя в них страх и чувство неизбежности кроличьей судьбы быть «обработанным» в желудке удава. Однако Искандер вовсе не ограничивается изображением параллелей между миром своей сказки и тираническим режимом, рабством, реальным и духовным. Писатель показывает, что резкая грань, которую мы обычно проводим между поработителями и угнетёнными, для понимания общих правил жизни людей весьма условна. Оказывается, что и те и другие образуют единый общественный организм и не хотят изменения к лучшей жизни. Удавы — хищники по своей природе, но власть их далеко не безусловна: они страшно боятся бунта кроликов и невероятно жестоки по отношению друг к другу, если им угрожает опасность, например ужасное наказание в виде самопоедания. Узость, ложь и ограниченность общества удавов состоит в их самодовольстве и жажде сохранить свою зыбкую власть. Кролики же, узнав о великом прозрении своего собрата по имени Задумавшийся, что страх — это гипноз, а гипноз — это страх, предпочитают оставить всё как есть. Они радуются открытию Задумавшегося, но между гипнозом и сытой жизнью выбирают первое. Искандер показывает и неизбежные в истории и эволюции изменения и преобразования, но не обольщается их результатами. Так, в африканском мире сказки произошли, казалось бы, революционные сдвиги: удавы поняли, что они не смогут более с лёгкостью гипнотизировать своих жертв. И тогда у них появилась новая доктрина поведения и насыщения — удушение жертв. Теперь-то уж и кролики должны понять, что враг поменял стратегию и надо решиться на сопротивление и борьбу. Но они принимают безвольный лозунг — размножаться, то есть словно бы ответить удавам так: удушайте — и вам хватит, и из нас кто-нибудь останется. Сказка Искандера рождает много мыслей, и, чтобы разобраться в них, надо обратиться к нашей общей истории и постараться понять, что отличает человека от животных. Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13099
| |