Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Характеристика творчества Евгения Евтушенко

  • Статья
  • Еще по теме

Евгений Александрович Евтушенко родился в 1933 г. в Сибири, на станции Зима (Иркутская область). Печататься начал с 1949 г., после 1953 г. один за другим выходят сборники его стихов. В двадцать с лишним лет Евтушенко становится признанным поэтическим вождем своего поколения, в 50—60 годы слава его гремит, он ездит в Европу, в Америку, Северную и Южную, на Кубу...

В 1963 г. шведский журналист Мартин Наг говорил, что Е. Евтушенко положил к своим ногам весь мир, стал популярен, как футболист; он — баловень счастья. Своей славой Евтушенко обязан прежде всего гражданственному пафосу поэзии: «И голосом ломавшимся моим ломавшееся время закричало».

Гражданственность — особое качество русской литературы еще со времен «Слова о полку Игореве». В XIX веке Н. Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданственность — постоянное страстное, взволнованное раздумье о жизни общества, стремление помочь народу. Гражданственность Евтушенко выражается прежде всего в обращении к идеям, образам, идеалам Революции, в стремлении их воскресить и очистить.

Бойцов Революции, людей с таким волевым и нравственным закалом поэт стремится увидеть в окружающей жизни. В поэме «Братская ГЭС» (1967) есть замечательные главы: «Коммунары не будут рабами», «Нюшка», «Жарки», «Диспетчер света», «Маяковский», «Большевик». Это портреты людей разных поколений, разной национальности и судьбы, но одинаково честных, мужественных, великих в своей простой и честной стойкости, в самоотверженной работе.

С позиций Революции обрушивается Евтушенко на все проявления Зла: жестокость сталинских репрессий («Братская ГЭС»), догматизм, карьеризм («Карьера»), приспособленчество, отсталость («Ракета и телега»). Поэт предельно откровенен и непримирим, сурово и честно обличает он мещанское перерождение людей в 70-е годы (сборник «Отцовский слух», стихи «Будь человеком», «Стихослагатель», «Дитя-злодей», «Компромисс Компромиссович» и др.). Зло, брезгливо рисует поэт галерею приспособленцев, рвачей, хамов, его гнев справедлив, высоко гражданствен и проистекает из высокого представления о человеке.

Итак, борьба с разнообразным общественным злом во имя непреходящей Революции — вот суть гражданственности Евтушенко. Революционные идеи обусловили замечательный патриотизм и интернационализм, которым проникнуто все творчество Е. Евтушенко.

Сборник «Интимная лирика» (1962) открывался знаменитым стихотворением «Хотят ли русские войны?», оно было положено на музыку и стало песней, которая нравилась людям своей антивоенной направленностью. В этом же сборнике (и в других) — стихи о кубинской революции, стихотворные послания людям Англии, Америки, Парижа, портреты, зарисовки сцен, людей, ситуаций.

Интернационализм Евтушенко особенно ярко выразился в знаменитом стихотворении «Бабий яр». В стихотворении звучит огромная личная боль за всех погибших, замученных людей, к какой бы нации они ни принадлежали, звучит протест против расизма, геноцида, антисемитизма.

Гражданственность Евтушенко с особой силой сказалась в его уважительном интересе к людям, ко всем людям в целом и к каждому человеку. Внимание, сочувствие, сострадание к обычной жизни обычных людей звучит в стихах «Кассирша», «По ягоды», «Окно выходит в белые деревья» и многих других. Евтушенко создает портретную галерею современников. Он имеет право сказать:

Я жаден до людей,

Я жаден все лютей,

Я жаден до портных,

Министров и уборщиц,

До слез и смеха их,

Величий и убожеств.

Особенно афористично и точно выражены эти мысли в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет...». В этих стихах заявлено новое в советской литературе отношение к человеку, сформулирована программа возвращения к гуманизму. Поэта волнуют не отвлеченные идеи, а живые люди, которые не только выполняют и перевыполняют производственные планы, но и любят, ревнуют, мечтают, обижаются, живут разнообразной, драматической, повседневной, узнаваемой читателем жизнью — и в этом близки нам.

Несмотря на явную декларативность, некоторую риторику, эти стихи глубоко тронули читателя, вызвали благодарность к поэту, которую Евтушенко, к сожалению, не умел удержать. В 70— 80-е годы отношение читателей к Евтушенко стало менее уважительным, читатель как бы утратил к нему доверие отчасти потому, что, обладая особым даром искренности, Евтушенко иногда слишком откровенно, до некоторого бесстыдства, рассказывал читателям о всех перипетиях своей личной жизни, о своих романах, изменах, ссорах, об отступничестве и даже предательстве. И так много было всего этого, что в результате перед читателем вставала не такая уж привлекательная личность, не такая уж достойная жизнь. Восхищаться Евтушенко было трудно еще и потому, что, несмотря на все свои падения и дурные поступки, он чрезвычайно нравился сам себе и хотел нравиться абсолютно всем, всем правительствам, всем партиям, всем людям во всех странах. Это ненужное, чрезмерное выпячивание себя создавало впечатление похвальбы, самовлюбленности и отталкивало читателя, тем более что и сама «смелость» поэта в иные времена бывала очень осторожной...

«Поэт в России больше, чем поэт»,— говорил сам Евтушенко. На Руси поэт всегда был Учителем: его уважали, ему верили, им восхищались, и жаль, что не все сегодня помнят и хранят эти традиции.

Однако заканчивая рассказ о поэте, писателе, кинодраматурге, Евгении Евтушенко, следует воздать ему должное: за прошедшие годы он опубликовал свыше тысячи стихотворений и поэм, несколько рассказов, две повести, роман, киносценарий. Прибавим к этому более двухсот статей, заметок, интервью и примерно столько же переводов с языков народов мира. Это много. Е. Евтушенко многое сделал для общества и литературы.

Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4768