Меню сайта

Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Илья Зданевич (Ильязд): краткая биография и творчество

Илья Михайлович Зданевич (псевдоним Ильязд) - поэт, прозаик (21.4.1894 Тифлис — 25.12.1975 Париж). Отец — профессор романистики. Илья Зданевич учился в Санкт-Петербурге юриспруденции в 1911-17 гг., увлекался футуризмом и первым открыто заявил о нем в России со ссылкой на Маринетти. Как и многие представители этого и других направлений "серебряного века", он соединял искусства слова и изображения. (Его брат Кирилл был художником.) Совершенно отрицая поэзию XIX века, Илья Зданевич подражал вызывающему поведению В. Маяковского и Д. Бурлюка, вплоть до яркой кофты и разрисованного лица.

Под псевдонимом Эла Эганбюри он опубликовал в Москве в 1913 году не утерявшую и по сей день значения книгу о «левых» художниках «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов». В годы мировой войны он написал поэму, которую посвятил погибшему летчику, и воспроизвел в ней звукоподражанием шум моторов, разрывы бомб и стрельбу. С ноября 1917 г. по декабрь 1919 г. Илья Зданевич жил в Тифлисе, где вместе с И. Терентьевым и А. Крученых создал футуристическую группу «41°» и опубликовал первые «заумные» одноактные пьесы. В 1920 году Илья Михайлович жил в Батуме и в октябре того же года эмигрировал в Константинополь, пробыл там один год, в ноябре 1921 г. отправился в Париж, где поначалу состоял в контакте с различными авангардистскими группировками, но позже отошел от всех эмигрантских объединений и жил в Триганс у Жоржа дю Верона. Он избрал себе псевдоним Ильязд, писал романы, уже не имевшие отношения к футуризму, например, "Посмертные труды" (1928, впервые опубликован в 1987/88), "Восхищение" (1930). С 1926 года Зданевич зарабатывал на жизнь как художник по ткани, а с 1930 жил еще и продажей рукописных книг с иллюстрациями таких художников, как Арп, Брак, Шагал, Матисс, Пикассо и др. (В 1978 году состоялась выставка в Центре Помпиду, в 1986 в Музее современного искусства, Нью Йорк.) В период второй мировой войны Илья Зданевич создал поэму, состоящую из 100 сонетов (сохранились 73), 6 из которых 7 были опубликованы в СССР в 1991.

Этот автор начинал как приверженец футуризма, создал в 1913/14 г. собственное направление «Всёчество», организовал в Тифлисе группу «41°». С. Спасский говорит о его поэзии, что она похожа на ритмическую прозу с внутренними рифмами и ассонансами. Даже в поэзии «зауми» он противопоставлял А. Крученых свою «организованную заумь». Он написал в Тифлисе «пенталогию» аслаабличья, состоящую из 5 «заумных» пьес, например, «остраф пасхи» или «лидантЮ фАрам». В "Посмертных трудах" он иронически изобразил мир искусства, политики и моды Парижа 20-х гг. В романе "Восхищение" он обращается вновь к своим впечатлениям о высокогорной Грузии и на примере жизни одного разбойника изображает существенные социальные проблемы. Сонеты времен второй мировой войны по форме снова близки модернизму, он в них касается, в частности, большевиков в заключении, страданий в лагерях и собственного бытия как поэта; они свидетельствуют о неуверенных поисках духовной основы жизни.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (13.11.2016)
Просмотров: 108 | Теги: Зданевич, творчество Зданевича, Ильязд
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar