"Деревянные кони": анализ повести Абрамова
«Деревянные кони» — повесть Ф.А. Абрамова. Повесть была опубликована в 1978 г. К моменту ее создания уже были написаны три части главной книги Абрамова — тетралогии «Пряслины», принесшей ему славу одного из лучших представителей так называемой «деревенской прозы». По мнению литературоведа А. Туркова, «деревенская проза» — это термин «для самого суммарного, разумеется, определения целой плеяды писателей, чьи творческие интересы были теснейшим образом связаны с исследованием и изображением огромных пластов народной жизни». Действие повести «Деревянные кони», как и большинства произведений Абрамова, происходит в его родных местах — на русском Севере, в Пинежье. Главной героине, старухе Милентьевне, автор придал многие черты характера и даже внешности своей матери, «у которой, бывало, вот так же довольно светились и сияли глаза, когда она, до упаду наработавшись в поле или на покосе, поздно вечером возвращалась домой». Строй деревенской жизни, картины быта также связаны с воспоминаниями Абрамова о родной деревне, о том «деревянном и берестяном царстве», из которого он вышел. Однако воспоминаниями детства и юности далеко не исчерпывается повесть «Деревянные кони», анализ которой нас интересует. Народная жизнь осмысляется в ней зрелым художником, стремящимся увидеть не только внешние черты повседневности, но и, главным образом, глубинную суть, основу бытия. Такой подход был характерен для конца 70-х гг., когда деревенская жизнь отчасти перестала быть постоянной заботой о выживании, и в центре интересов писателей-деревенщиков оказалось мироощущение слитого с природой человека, его духовные ценности. Образцом такого человека, образцом светлого и сильного духа, является для Абрамова его героиня Василиса Милентьевна. Ее жизнь тесно связана с тяжелейшим временем русского XX века: с голодом 1930-х гг., с Отечественной войной, на которой погибли двое ее сыновей. Однако, показывая судьбу Милентьевны в общем потоке истории, писатель подчеркивает: подчиняясь суровым законам жизни, эта женщина никогда не плыла по течению. Ее трудолюбие, ум, духовная сила всегда оказывались сильнее внешних обстоятельств. Символом глубинного света, который источает душа Милентьевны, становится в повести лампа, поставленная старухой на окно для того, чтобы ее постоялец (он же повествователь) не заблудился вечером в тумане. После отъезда главной героини к сыну, автору-повествователю захотелось работать, делать людям добро «так, как делает его и будет делать до своего последнего часа Василиса Милентьевна, эта безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глухомани». Внимание к старческой мудрости простых людей вообще характерно для «деревенской прозы»; достаточно вспомнить повести В.Г. Распутина, В.И. Белова, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина и др. Абрамов является одним из родоначальников этой традиции в русской литературе советского периода. Повесть «Деревянные кони», как и другие произведения Ф.А. Абрамова, была благожелательно встречена критикой. Единственное, что огорчало автора, — это некоторый перекос в оценке его творчества: «Половина моей жизни отдана повестям и рассказам, которые писались и в одно время с романами, и уже после них. Но критики нередко смотрят на них, как на нечто второстепенно». Повесть «Деревянные кони» привлекла внимание театрального режиссера Ю.П. Любимова, поставившего по ней в 1973 г. спектакль в Московском театре на Таганке. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 16005
| |