Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Артем Веселый: краткая биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Артем Веселый (наст. имя и фам. — Николай Иванович Кочкуров) - прозаик (29.9. 1899 Самара — 8.4. 1938 в заключении). Артем появился на свет в семье волжского грузчика, с 14-ти лет он работал по найму. В марте 1917 года вступил в ВКП(б). В период гражданской войны Артем Веселый сражался в Красной армии в Поволжье и в Сибири, был матросом Черноморского флота. В 1922 году он поступил в Высший литературно-художественный институт им. Брюсова, после чего в Московский университет (не закончил образования). В 1919 и 1921 Артем Веселый писал пьесы; известность он приобрел благодаря своей экспрессивной прозе, возникшей под влиянием А. Белого и Б. Пильняка; например, "Реки огненные" (1924) и "Страна родная" (1926). До 1926 года он принадлежал к группе «Перевал», с 1929 вошел в РАПП. 

Его главным произведением считается роман о революции и Гражданской войне "Россия, кровью умытая" (писавшийся в 1924-32 гг.). Когда в 1929 Веселый указал на недооценку борцов революции и возрастающую роль партийной бюрократии, он подвергся нападкам со стороны РАПП. В романе "Гуляй, Волга!" (1932) писатель изобразил завоевание Сибири под началом казацкого атамана Ермака в 16 в. В 1937 году Артем Веселый стал жертвой государственного произвола и до реабилитации в 1956 г. его имя не упоминалось в советской литературе. 

Артем Веселый принадлежит к стихийным литературным талантам. Тематически он был верен изображению событий революции, в стилистическом плане — экспрессивно-орнаментальной манере школы Пильняка. Его проза состоит из множества отдельных сюжетов и эпизодов, объединенных между собой только атмосферой повествования, она фрагментарна вплоть до синтаксиса. Артем Веселый хочет запечатлеть инстинктивные и стихийные действия масс, а не отдельных личностей; соответственно его упрекали в недостаточном подчеркивании организующей роли партии. Его язык богат разговорными и диалектными оборотами. Музыкально-ритмическое членение его прозы иногда подчеркивается графически.

Соч.: Мы. Пьеса, ж. «Красная новь», 1921, № 3; Реки огненные, 1924; Дикое сердце, ж. «Красная новь», 1924, № 1, отд. изд. — 1926; Страна родная, 1925, частично в ж. «ЛЕФ», 1925, № 3; Горькая кровь, 1926; Большой запев, 1927; Пирующая весна, 1929; Россия, кровью умытая, 1932, 1977, 1990; Гуляй, Волга!, 1932; Чапаны, 1935; Реки огненные, ж. «Грани», № 131, 1984; Архивные материалы к роману «Россия, ...», ж. «Новый мир», 1988, №5. — Избр. произв. 1956, 1970.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3054