Анализ сказок Вениамина Каверина
Особое место в творчестве Вениамина Каверина занимают сказки. Они стали естественным продолжением его интереса к фантастике, зародившегося еще в 20-е годы. Писатель не просто работал в этом жанре более сорока лет, но и постоянно искал новые жанровые формы для восприятия читателем сказочного мира как реального. Одно из его открытий связано с введением мифа в структуру литературной сказки. Использование мифологии как структурного элемента литературной сказки было одним из направлений творческих поисков писателей-модернистов. Особенностью их подхода является авторское домысливание мотивов, конструирование собственной “мифологии”. При этом сохраняется основное качество мифа - восприятие и отражение условного мира как реального. Поскольку мифологическое мышление не допускает расчленения мира, фантастика и реальность сосуществуют параллельно, легко проникая и переходя друг в друга. В сказочном цикле Вениамина Каверина и представлено дальнейшее развитие традиций А. Белого, Н. Гумилева, М. Кузмина. Писатель конструирует собственную мифологическую структуру, в которую органично вводит отдельные сказочные мотивы. Работа над циклом начиналась не сразу. Вначале были написаны драматургические сказки о Мите и Маше, ставшие своего рода лабораторией для выработки стилистики повествования, основных сюжетных ходов и системы образов. Потом было создано несколько сказочных историй, составивших цикл с общими героями и местом действия, а затем объединенных в целостное повествование “Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году” (первая публикация - в собрании сочинений в 1981 г.). Они объединены образом рассказчика, местом действия и сквозными персонажами. Сказки Вениамина Каверина отличает максимальное приближение к реалиям повседневной жизни. Сказочные черты героев всегда соответствуют их человеческим качествам. Для их характеристики Каверин использует разнообразные стилевые приемы: различные виды деталей, тонкую игру эпитетов, символику цвета и звука, оригинальные метафоры. Сказочный цикл Вениамина Каверина представляет собой единую стилевую систему, в которой литература и фольклор являются равноправными составляющими. Их соотношение ясно показывает сопоставление сюжета цикла и его фабулы. В фабуле прослеживается достаточно четкое соответствие не только отдельным мотивам, но и образам фольклора, а на сюжетном уровне картина совершенно иная. Вениамин Каверин максимально приближает повествование к реальной жизни, низводя фольклорный мотив до прикладной функции - он лишь упоминается и становится символом или овеществленной метафорой. Когда потерпевший поражение Великий завистник “лопается от злости”, дочь уводит его, потому что “папа, даже лопнувший от злости все-таки остается папой”. Подобное завершение характерно, например, для гофмановской сказки “Крошка Цахес”. Но, в отличие от Гофмана, герои сказок Вениамина Каверина остаются в сказочном мире, отчего и сам мотив воспринимается как элемент игры с читателем. Даже феи в сказках Каверина остаются людьми, и их сказочные черты являются продолжением естественных человеческих характеров. Так, учительница музыки, которая на самом деле является феей, дирижирует волшебным оркестром, состоящим из Розового пуделя, двух попугаев-неразлучников, Черного фрака, Кремовой шляпы, Желтого плаката, Огнетушителя и Краешка Голубого неба. Каждый из этих совершенно обыкновенных предметов видится автору (и читателю) как нечто особенное. Вместе с тем, с точки зрения жителей сказочного города, фея совершает вполне естественный и не вызывающий удивления поступок. И сам город Немухин, в котором все это происходит, вначале предстает как вполне обычное место, где просто чудеса “идут полосой”. Повествование постепенно переходит в особое пространство, где и развивается действие сказок. Созданная Кавериным мифологическая структура открыта во все стороны, герои оказываются на стыке между реальностью и вымыслом. Казалось бы, образ небольшого городка должен был ограничить возможности писателя, но именно он и является тем единственным местом, где могут происходить чудеса. Поэтому Каверин и вынес его название в заголовок цикла. Вениамин Каверин является также составителем сборника “Скандинавские сказки” и автором предисловия к нему (очерк вошел в последнее прижизненное собрание сочинений писателя). Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2528
| |