Анализ произведения "Конармия" Бабеля И.Э.
Талант Бабеля - «жестокий» талант: писателя привлекает страшный и кровавый, иногда даже патологический материал, автор не щадит чувств читателя: отрубленные головы, вспоротые животы, запахи крови, пота и грязи создают определенный специфический колорит его произведений, но не болезненное пристрастие к острым жестоким сценам руководит им, а неприятие насилия в любых его формах - революционной и антиреволюционной. Трагическая реальность гражданской войны - основная тема сборника рассказов Бабеля «Конармия» . Книга писалась долго: опубликовав ее впервые в 1926 году, писатель все время подчеркивал, что она еще не завершена и в окончательном варианте должна содержать до 50 новелл. Последнее прижизненное издание «Конармии» вышло в 1936 году. Бабель назвал свое произведение «Конармия», но, в отличие от писателей-современников Фурманова, Серафимовича и других, - не пытался запечатлеть облик героической Первой Конной или проследить ее легендарный путь. Весьма редко появляются на страницах произведения руководители Первой Конной - Ворошилов и Буденный. В своей книге Бабель создает отдельные, на первый взгляд, совершенно не связанные друг с другом эпизоды, фрагменты гражданской войны, вводит калейдоскоп независимых друг от друга лиц, показывает разнообразие типов, но в контексте всего произведения все это составляет единую и цельную картину одной из самых трагических эпох в жизни нашего народа. Разорванность, фрагментарность композиции позволяет автору показать своих героев в разных ситуациях, обычных и экстремальных, и дать разные «срезы» войны: героический и трагический. Все новеллы объединяет образ повествователя, от имени которого написана большая часть текста. Лютов играет в произведении очень важную роль: он оказывается в роли наблюдателя, свидетеля и судьи страшных событий гражданской войны. Этот герой, безусловно, близкий автору, - интеллигентный, образованный человек, окончивший юридический факультет, прекрасно владеющий иностранными языками. Лютов оказывается в Первой Конной не только по воле судьбы, но и вполне сознательно: он хочет увидеть все происходящее изнутри, своими глазами и составить свое собственное представление об эпохальных событиях. Отношение Лютова ко всему происходящему крайне противоречиво. Его поражает страшная жестокость конармейцев. Эскадронный командир Трунов самочинно и несправедливо расправляется с военнопленными: «с двадцати шагов Пашка разнес юноше череп, а мозги посыпались» на руки Лютову. И тот же Трунов остается за пулеметом, чтобы отвлечь вражеские самолеты от укрывшегося в лесу эскадрона. («Эскадронный Трунов»). Прищепа, герой одноименного рассказа, мстит жителям станицы за убийство родителей и расхищенное добро: «Прищепа ходил от одного соседа к другому, кровавая печать его подошв тянулась за ним следом. В тех хатах, где казак находил вещи матери или чубук отца, он оставлял подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом». Но, собрав все расхищенное, Прищепа убивает выстрелом из пистолета корову, сжигает свой дом и уходит - он «сгинул», ибо искал не мести, а правды. Никита Балмашев из рассказа «Соль» впустил в вагон с едущими на фронт красногвардейцами женщину с ребенком, оберегал ее, но, когда выяснилось, что вместо ребенка спекулянтка везет соль, выбросил ее из вагона и застрелил, тем самым смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики». Сенька Курдюков, герой рассказа «Письмо», хладнокровно «кончает» своего белогвардейца - «папашу», который, в свою очередь, «кончил» родного сына Федю. Бабель знает, что жестокость иногда необходима, что она может быть оправдана - и социально и исторически, но и сам писатель, и его герой Лютов не могут принять этого. Нельзя оправдать революцию, основанную на крови, бессмысленное убийство людей. Старый Гедали (рассказ «Гедали») размышляет вслух: «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». И Лютов знает, что ему на это ответить. «Летопись будничных злодеяний», из которых складывается история революции и гражданской войны, отражается в рассказе «Переход через Збруч». В рассказе нет описания боев, повествователь видит все происходящее в особом фантастическом и символическом свете: поля пурпурного мака ассоциируются с морями крови, оранжевое солнце катится по небу, «как отрубленная голова», в вечернюю прохладу каплет «запах вчерашней крови и убитых лошадей», все «убито тишиной». Ночлег в бедной еврейской семье, сон, приснившийся герою: начдив всаживает две пули в глаза комбригу и «оба глаза его падают наземь», - все фантасмогорично, ирреально. И, разбуженный беременной женщиной, вдруг обнаруживает, что спит рядом с мертвым стариком, «глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежит на его бороде, как кусок свинца». Вот так Бабель, эстет и интеллигент, показывает «крушение гуманизма», сопровождающее процесс великих революционных преобразований в России. Критики и читатели ждали от Бабеля «традиционного» подхода к изображению войны, но ни сюжеты, ни персонажи не укладывались в рамки «традиции». Поэтому очень скоро в «Конармии» увидели пасквиль на Советскую власть, дискредитацию истории гражданской войны и революции и заговорили о «политической» вредности рассказов Бабеля. Конфронтация художника и власти закончилась вполне традиционно - арестом, во время которого из московской квартиры писателя изъяли папки с рукописями, записные книжки и письма. Все это подлежало уничтожению. Главное достояние Бабеля - его творчество – явно страшило власть. И от него, и от самого писателя следовало избавиться как можно скорей. Что было и сделано. В январе 1940 года Бабель был расстрелян. Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12580
| |