Александр Гельман: краткая биография и творчество драматурга
Александр Исаакович Гельман - драматург (25.10.1933 пос. Дондюшаны, Молдавская ССР ). Гельман сначала работал слесарем, служил 8 лет на флоте, в 1956 году он вступил в КПСС, в 1960-63 жил в Кишиневе и работал фрезеровщиком, учился там в университете, а потом переехал в Ленинградскую область. Александр Гельман приобрел известность благодаря своим публицистическим пьесам и фильмам, причем число постановок пьес доходило до самой высокой отметки. Отмечено, что раз в два года он выпускал новую пьесу (журнал «Юность», 1981, N26, с.98). "Протокол одного заседания" (1974) — пьеса, с успехом поставленная в 1975 году в Ленинграде и Москве; широкую известность приобрел фильм "Премия", созданный на той же драматургической основе. За него Александр Гельман получил Государственную премию СССР (1976). Напряжение здесь создается за счет противоречий между планом, отчетом о его выполнении и реальным положением дел на производстве. Эта же проблематика лежит в основе пьес Александра Исааковича "Обратная связь" (1976), "Мы, нижеподписавшиеся" (1979) и "Наедине со всеми" (1982). В пьесе "Скамейка" (1983) драматург переходит к теме отношений между людьми. Действие пьесы "Зинуля" (1984), позже названной "Чокнутая" (1986), происходит снова на большом промышленном предприятии. С 1970 года Александр Гельман пишет также киносценарии совместно со своей женой Т. Калецкой. Александр Исаакович был членом ЦК КПСС с XXVIII съезда, но 8.9. 1990 в связи с перестройкой из партии вышел. Он живет в Москве. Гельман в своих пьесах затрагивал проблему постоянного очковтирательства, практикуемого в советском плановом хозяйстве (разумеется, не говоря открыто о том, что такое положение вещей обусловлено самой советской системой). В пьесе "Протокол одного заседания" бригадир анализирует внутрипроизводственный беспорядок, не зависящие от него задержки производства и приписки к отчетам. В пьесе "Мы, нижеподписавшиеся", действие которой происходит в железнодорожном вагоне, автор показывает, как обманно, задним числом, происходит приемка якобы выполненной по плану работы. В пьесе "Наедине со всеми" драматург сосредоточивается на показе трагических человеческих отношений и последствиях, к которым приводит организатора производства вынужденный обман. В пьесе о любви "Скамейка" действующих лиц всего двое: замужняя женщина и женатый мужчина, в центре сюжета их полная напряжения новая встреча. Александр Гельман — умелый драматург; ему удалось в тех пределах, которые еще были дозволены цензурой, поставить актуальные для советского общества проблемы. Нарастающее к развязке напряжение сочетается у него с постепенным раскрытием предыстории, ему удается также достоверное изображение положительных персонажей. Трагедия людей, вынуждаемых ко лжи, со временем все явственнее отражается в его пьесах. Соч.: Протокол одного заседания, ж. «Театр», 1976, №2; Обратная связь. Киносценарий, 1977; Мы, нижеподписавшиеся, ж. «Театр», 1979, №7; Интервью, «Лит. газ.», 1972, 12.12; Мысль о публицистике. Статья, ж. «Лит. учеба», 1980, №1; Наедине со всеми, ж. «Театр», 1982, №3; Скамейка, альм. «Совр. драматургия», 1983, №2; Зинуля, ж. «Театр», 1984, №10; Пьесы, 1985 (содерж.: Протокол..., Скамейка); Интервью, «Сов. культура», 1989, 22.4. Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3365
| |