Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Александр Беляев: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Беляев Александр Романович (1884-1942) - сын православного священника. В 1901 г. окончил Смоленскую семинарию, однако от духовного поприща отказался. Работал актером в театре смоленского Народного дома, затем поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. После окончания лицея, с 1906 по 1914 г. - помощник присяжного поверенного, затем присяжный поверенный. С 1911 г. сотрудничал в провинциальных газетах и в московском детском журнале “Проталинка”, где в 1914 г. опубликовал пьесу-сказку в четырех действиях “Бабушка Мойра”. В 1913 г. путешествовал по Италии, Франции и Швейцарии.

В 1914 г. Александр Беляев возвращается в театр в качестве режиссера и актера. В 1915 - становится главным редактором “Смоленского вестника”. В конце года Александр Беляев тяжело заболевает. Его болезнь - костный туберкулез позвоночника - приковала его к постели до 1922 г. и послужила непосредственной причиной распада его первой семьи.

В 1922 г. в состоянии Александра Романовича наступило улучшение, и в следующем году он вместе с новой женой Маргаритой Константиновной Магнушевской переехал в Москву и начал работать в Народном комиссариате почт и телеграфа.

В 1925 г. Александр Беляев дебютирует как фантаст - публикует в ж. “Всемирный следопыт” большой рассказ “Голова профессора Доуэля”, по данным читательского опроса - лучшее научно-фантастическое произведение года. По служебной линии Беляев пишет исследование “Современная почта за границей” (1926) и книжку “Спутник письмоносца” (1927) - дополнительный пример многообразия его творческого потенциала.

В 20-е годы им написаны его лучшие научно-фантастические произведения - “Человек-амфибия”, “Остров погибших кораблей”, “Властелин мира”, “Продавец воздуха”, “Человек, потерявший лицо” и др. Писатель печатается в ж. “Вокруг света”, “Всемирный следопыт”, “Знание - сила” и др.

В 30-е годы творчество Александра Беляева становится менее интенсивным как в связи с ухудшением здоровья, так и в связи с усилившимся идеологическим прессингом. Он публикует, однако, несколько ярких произведений, связанных с будущим социалистического общества, с его научно-техническими достижениями, - “Подводные земледельцы”, “Звезда КЭЦ”, “Чудесное око” и др. Интересны, с другой стороны, сделанные им переработки (в духе социальных антиутопий, рисующих бесчеловечность капитализма) ранних произведений: роман “Голова профессора Доуэля” (на основе старого рассказа) и роман “Человек, нашедший свое лицо” (на основе повести “Человек, потерявший лицо”).

В 1940 г. выходит один из лучших его романов - “Ариэль”.

Когда началась Великая Отечественая война, Беляева не эвакуировали, и он умер в оккупированном немецкими войсками городе Пушкин (Царское Село), практически обездвиженный своей неизлечимой болезнью.

Подобно Жюлю Верну, Александр Беляев обладал даром научного предвидения, и его интуиция позволила ему обрисовать в своих книгах немало реализованных впоследствии, но тогда фантастических диковин науки и техники (например, искусственное управление тучами, дождями и туманами в повести “ВЦБИД”, гидростанции на Волге, Ангаре и Енисее в повести “Шторм”, космическая станция на околоземной орбите в “Звезде КЭЦ” и др.). Но было в нем и “уэллсовское” начало - социальная критика, антиутопии ему тоже удавались (“Человек-амфибия”, “Продавец воздуха”, “Властелин мира” и др.). Первое авторитетно засвидетельствовал такой ученый, как К.Э. Циолковский, в своем предисловии к роману Беляева “Прыжок в ничто” (1933), где Циолковский подчеркивает, что этот роман является “наиболее содержательным и научным” из известных ему произведений “о междупланетных сообщениях”. О втором сказал Беляеву при личном знакомстве в Ленинграде в 1934 г. сам Г. Уэллс, назвавший “Голову профессора Доуэля” и “Человека-амфибию”.

Но этот тяжелобольной мечтатель был и проникновенным лириком, что видно опять-таки по “Человеку-амфибии”, по роману о летающем юноше “Ариэль”. Если “медицинская” возможность пересадки человеку акульих жабр более чем сомнительна, то история любви Ихтиандра и Гуттиеры из “Человека-амфибии” несомненно несет в себе тот заряд художественной энергии, который обеспечит произведению Александра Беляева дальнейшую жизнь в литературе. Если “научность” беляевских сведений об Атлантиде также вряд ли основательна, то зато роман “Последний человек из Атлантиды” с его романтической художественностью прочно сохраняется в литературе.

Александр Беляев не был только мастером сюжета. И “Голова профессора Доуэля”, и “Человек-амфибия”, и “Властелин мира” показывают, что ему как писателю, не чужд психологизм. В лучших его произведениях, писавшихся не без “проекции” на собственную судьбу (та же “Голова профессора Доуэля” или “Ариэль”), ощутим, хотя и неяркий, индивидуальный слог, личный речевой стиль - признак настоящего художника.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1231