"В огромном городе моем - ночь...": анализ стихотворения Цветаевой
Стихотворение «В огромном городе моем — ночь...» входит в цикл «Бессонница» и написано в 1916 г. Это год, когда начинается «настоящая» Цветаева. Главное в стихотворении — звуковой образ ночной пустоты. Но это не тишина, сонно-тихим выглядит только дом, а в городе — «музыка в окне», «звон на башне», звук ветра. Ощущение пустоты создают размеренные, негромкие, но четко слышимые шаги. Звуковая иллюзия шагов в ночи возникает из мерного и одинакового ритма каждого четверостишия, из учетверенных рифм каждой строфы, абсолютно созвучных, как шаги-близнецы, из почти обязательной — как промежутки между шагами — паузы перед зарифмованными окончаниями строк. И шаги эти звучат по-женски негромко — ведь рифмуются шипящие или глухие согласные — но отчетливо. В стихотворении есть и зрительный образ ночного города: сонный, то есть с погашенными окнами, дом, «черный тополь», «тень», «огни — как нити золотых бус». Город есть, но нет в нем людей, остались только призрачные намеки на то, что где-то, в дневном мире, они существуют (музыка, цветы, кем-то подаренные, огни, «шаг...— никому — вслед», то есть «кто-то» может и существовать). И эта ночная пустота, освобождение от всего дневного, от людей приносят в стихотворение настроение, дух желанного одиночества — до полнейшего растворения, исчезновения в этой ночной пустоте: Есть черный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед, И тень вот эта, а меня — нет. Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3843
| |