Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Булгаков М.А.

Пьесы "Бег" и "Зойкина квартира": мещанство и приспособленчество, проблема милосердия и исторической ответственности

  • Статья
  • Еще по теме

При том, что Булгаков не выступал за реставрацию старой жизни, он не спешил идеализировать новую Россию. Премьера комедии под названием «Зойкина квартира» (в Третьей студии МХТ, будущем Вахтанговском театре), которая состоялась через 3 недели после премьеры «Турбиных», показала это со всей наглядностью. Граф Обольянинов, сентиментальный монархист, Зоя Пельц, предприимчивая хозяйка мастерской, авантюрист Аметистов — совсем другой, чем в «Турбиных», мир. Все это  - «дно» нэпмановской Москвы. Теплому, обжитому, дому Турбиных противопоставлялась своего рода «воронья слободка», Зойкина квартира. Лейтмотив новой пьесы Булгакова - весьма прозаическая житейская борьба за квадратные метры, за сомнительную честь называться «совместно проживающим. В ней возникают новые типы, в частности, тип, рожденный новым временем — извечный «председатель домкома». В пьесе это Портупея, человек с портфелем. Основное достоинство его состоит в том, что этот герой«в университете не был». В «Собачьем сердце» такой тип будет называться Швондером, в «Иване Васильевиче» он именуется Буншей, в «Мастере и Маргарите» — Восых. Преддомкома — это настоящий центр малого мира, средоточение в нем власти и хищного, пошлого быта, столь далекого от желаемых начал новой жизни. Несмотря на то, что, как и полагалось в комедии, порок был наказан, под улюлюканье критики в 1929 году, 20 марта, «Зойкина квартира», вместе с «Турбиными», была с репертуара снята.

Пьеса «Бег», написанная Булгаковым в 1927 году, и вовсе не увидела сцены, несмотря на горячее желание Художественного театра ее поставить, а также бурную поддержку Максима Горького, который сулил спектаклю «анафемский успех». К 1928 году усилиями некоторых коллег писателя по литературному цеху (Л. Авербаха, Вс. Вишневского, В. Билл-Белоцерковского, В. Киршона и др.), а также бойких газетчиков имя Булгакова с каждым днем все более окутывалось туманом запретности и помещалось как бы вне закона.

Михаил Афанасьевич Булгаков опробовал в этой пьесе новую для драмы, отнюдь не традиционную форму: «снов», видений. 8 «снов» — это 8 картин «Бега», которые вобрали в себя все возможные оттенки смысла, какие только писатель соединил со сновидениями. Это и погибельный «бег» проигравших в истории, и прихотливые извивы фантазии, какие бывают только во снах, это и характерное для сна отсутствие воли, когда человек не имеет власти над происходящими событиями. Героев Михаила Булгакова как будто увлекает в пространстве некий рок, который можно назвать иначе «бегом». Это сон болезненный, сходный с галлюцинацией, наваждением. Не зря многие герои пьесы несут на себе признаки душевной болезни: у Хлудова больные глаза, нездоров и Де Бризар (сравните с постоянной головной болью, которой мучается в «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат). Подобно снам, проходят перед нами эмигрантские скитания персонажей: набережные Сены, минареты Константинополя. Внезапный выигрыш Чарноты, явившегося в апартаменты Корзухина незваным, «красноречивый вестовой» Крапилин, который осмелился бросить правду в лицо Хлудову и был им повешен (а позже явился Хлудову в галлюцинациях). Как дурной сон, возникают в пьесе также тараканьи бега. Михаил Афанасьевич как бы иронически противопоставляет: бега и бег. В шатре Артура Артуровича Чарнота проигрывает, так как ставит на Янычара, а тот «сбоит». Он ставил в Крыму на главкома, на Хлудова - и проиграл.

Бегство — вообще основной лейтмотив произведения. Оно начинается в Крыму, где собираются все - от ярых врагов советской власти до простых, напуганных революционными событиями обывателей. Здесь оказываются и бывший коммерсант с министерским портфелем Корзухин, и его жена Серафима, и генерал белой армии Чарнота и «приват-доцент» Голубков, и Роман Хлудов — один из руководителей белой армии в Крыму. Все они бегут из России и оказываются в Париже или Константинополе, но для каждого из них бегство имеет еще и символическое значение. Если люди, подобные Корзухину, бегут по вполне понятной причине — спасая свои капиталы и вывозя за границу награбленные средства — то для таких людей, как Хлудов, Чарнота, Голубков и Серафима, бегство является постепенным и мучительным осознанием своего места в жизни, собственной неразрывной связи с родиной, попытками понять и принять то, что происходит в их стране. «Корзухины» легко обустраиваются за границей (снова мотив бесчестья и приспособленчества), пристраивая свои капиталы, приобретая недвижимость и мимикрируя под западную «благопристойность». Они лишены корней, у них нет понятия о долге, чести, совести, то есть того, что, по Булгакову, делает человека человеком. Лишенный всех этих качеств, человек превращается в «нелюдь», нечисть. Неслучайно, что сцена игры Чарноты в карты с Корзухиным (во время поездки Чарноты и Голубкова в Париж) поразительно напоминает описание карточной игры у почитаемого Булгаковым Гоголя в его «Пропавшей грамоте», когда гонец играет с чертями и ведьмами на жизненно важную для него грамоту, адресованную царице. Чарнота же ставит на кон последнюю их надежду с Голубковым — хлудовский золотой медальон. У гонца крадут шапку, а Чарнота приходит к Корзухину без штанов, в одних кальсонах, так как штаны пришлось продать. Гонец крестит карты, Чарнота играет не ради себя, а ради спасения дорогих ему людей, т. е. поступает в соответствии с христианскими заповедями. «Нечисть» для Михаила Булгакова стоит вне понятий «добра» и «зла». Эти понятия можно применять к человеку, но не к тем, кто людьми не является. Мимикрировать, торговать своей честью и убеждениями герои-люди у Булгакова не могут. Именно поэтому чужбина навсегда остается для них миром не понятым и не принятым. «Нужны вы там, как пушке третье колесо!». Именно эти слова Мышлаевского задали тон «парижским» и «константино-польским» сценам пьесы «Бег».

Бегство приводит героев Михаила Булгакова к разным результатам. Чарнота, несмотря на то, что выигрывает деньги, не может вернуться в Россию. Хлудов, по одной из версий, — стреляется. Идея о том, что жизнь человека (в том случае, если это человек, а не нечисть) представляет собой непрерывный путь к постижению истины, бога и своего предназначения на земле, — одна из центральных в творчестве Булгакова. В своих произведениях он раскрывает весь драматизм движения по этому пути: люди неодинаковы, кто-то слабее, а кто-то сильнее, они проходят разные отрезки — одни останавливаются на середине пути, другие застревают в самом начале. «Бег» у Булгакова это еще и «бег времени», необратимый ход истории. Человек живет только тогда, когда он един с ходом истории, когда его собственные вибрации вступают во взаимодействие и входят в резонанс с вибрациями эпохи. У Булгакова искания главных героев — это и есть поиск такой гармонии, частоты, на которой отдельная личность может звучать в унисон с миром (сравните сходные идеи в «Тихом Доне» М. Шолохова и «Хождении по мукам» А. Толстого). Эти же идеи с необыкновенной силой зазвучат в главном произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Подобно тому, как Мастер «не заслужил света», а заслужил «только покой», Чарнота заслужил победить в сражении с нечистью, однако недостоин возвращения в свой родной дом. Примечательно, что многие черты, которыми Булгаков наделяет Хлудова, впоследствии воплотятся в образе Понтия Пилата из произведения «Мастер и Маргарита». Как и Понтий Пилат, Хлудов берет на себя ответственность за гибель множества людей, так же, как и Иешуа Пилату, Хлудову является солдат Крапилин, расстрелянный по его приказу. Бремя, которое Хлудов несет на себе — это бремя исторического выбора. Подобно тому, как решение Пилата о распятии Иисуса Христа означало конец Римской империи и начало новой эпохи, так и действия Хлудова в Крыму при отступлении белых, доводя до логического завершения (насилием, расстрелами и т. д.) процесс распада Российской империи, знаменовали собой новый этап развития страны. Но уже без Хлудова. Точно так же Понтий Пилат в истории навсегда остался тем, кто отдал приказ о распятии Христа. И что бы он ни делал до и после этого события, для истории это не имело уже никакого значения. Трагизм образов Пилата и Хлудова заключается в том, что и тот, я другой — люди, ведь сделать выбор между добром я злом и осознанно взвалить на себя бремя исторической ответственности может только человек. Нечисть — весь тот «человекоподобный мусор», что изображал Булгаков в своих произведениях, например, в «Зойкиной квартире», — присутствует как в «Беге», так к а «Мастере и Маргарите». В произведении «Бег» это частные предприниматели, обыватели разных мастей — от Корзухина до Артура Артуровича, содержатели тараканьих бегов в Стамбуле. Образ тараканьих бегов, помимо прямой ассоциации «бег-бега» дает и еще одну важную параллель: между тараканами и «людской нечистью». Основная суть и тех а других состоят в том, что они не люди, т. к. лишены чести и достоинства, а паразиты, всегда готовые пожить за чужой счет. Целая галерея подобных же «человекообразных тараканов» будет развернута Булгаковым и в «Мастере и Маргарите». Эго и обыватели коммунальных квартир вроде Аннушки, это и «сообщество писателей», собирающихся в «Грибоедове», это и «интеллектуал» Берлиоз, и конферансье Степа Лиходеев, и многие другие обитатели так называемого «Нового Вавилона», т. е. Москвы 20-х годов. Картина итого «тараканьего царства» в «Мастере и Маргарите» будет усилена тем, что в ткань повествования окажутся введены образы «нечисти» настоящей, природной. Это «князь тьмы» Воланд и его «свита» — от кота-Бегемота и Коровьева до многочисленных гостей на знаменитом балу. Парадокс заключается в том. что в сравнении с людской нечистью «нечисть природная» оказывается неизмеримо более человечной и привлекательной.

Хлудов у Булгакова — сильная, трагическая личность, и его жестокость (рабочий, повешенный на фонаре в Бердянске, казнь взбунтовавшегося Крапилина) не что иное, как извращенное, доведенное до логического тупика понятие о присяге и офицерской чести. Но ему придется понять, что, кроме солдатской чести, существует и человеческая совесть. И  возглас повешенного солдата: «одними удавками войны не выиграешь» — останется проклятием, в его памяти не стираемым ничем.

В пьесе, созданной в 1927 году, Хлудов стрелялся, и принято считать, что подобный конец был сильнее, безупречнее, знакомого нам финала, поскольку отвечал сильному и суровому характеру этого героя. К тому же было логично, что безрадостный, кровавый бег по жизни  закончился вечным, последним сном. Однако вернувшись к работе над произведением в середине 30-х годов, Михаил Афанасьевич Булгаков решил переписать финал. Вместе с Серафимой и Голубковым, мечтавшими пройтись но Караванной, вновь увидеть снег, Хлудов в нем возвращался на родину, в Россию. Автор прощал его, и в этом заключался высокий смысл. Михаил Афанасьевич призывал к трудному для рассудка человека голосу милосердия. Преступления Хлудова нельзя простить, однако самого его можно, — ведь герой и так уж казнен собственной совестью. Так прощен будет высшим судом и отмщен Пилат в финале «Мастера и Маргариты».

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. - М: АСТ: Астрель, 2009.

🔍 смотри также:
Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4387