Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

"Стихи о Прекрасной Даме": анализ цикла стихотворений

  • Статья
  • Еще по теме

Особенностью «Стихов о Прекрасной Даме» является то, что стихотворения, выступающие как самостоятельные произведения, вместе с тем представляют собой части единого целого; описываемые в стихотворениях события предстают как эпизоды единого сюжета. На поверхностном уровне содержание цикла похоже на «лирический дневник», историю любви героя: Блок датирует все стихотворения цикла и располагает их строго хронологически. На глубинном уровне — связано с соловьевским мифом о Душе Мира (Вечной Женственности). В «Стихах о Прекрасной Даме» «я», «Ты» (Прекрасная Дама), постоянно ожидаемая мистическая встреча героев, детали их окружения (город, природа) одновременно являются знаками мистических сущностей. Таким образом, рождается смысловая многоплановость образов цикла.

Наличие «ключевых» текстов с ярко выраженным мистическим смыслом способствует восприятию в символическом плане стихотворений, в которых нет явной символики. Одним из «ключевых» в цикле является стихотворение «Вхожу я в темные храмы...» (25 октября 1902), в котором героиня впервые названа Прекрасной Дамой. При публикации этого стихотворения в 1903 г. В. Брюсов воспринял его как программное: поставил цифру «1» и дал заглавие циклу «Стихи о Прекрасной Даме».

Действительно, в этом стихотворении определяются основные мотивы, связанные с образами героев. Помимо «Прекрасной Дамы» героиня в стихотворении получает наименование «Жена», вызывающее ассоциации в первую очередь с «Женой, облеченной в солнце» из Откровения:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Определяется мистическая сущность героини — «Святая»:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Героиня связывается с храмом, с богослужением и молитвой: «храмы», «обряд», «лампады», «ризы», «свечи». В образе Прекрасной Дамы проглядывают черты Пресвятой Девы, Богоматери.

Основное содержание стихотворения — ожидание героем мистической встречи с героиней; при этом создается контекст «встречи», этого ключевого символа цикла: «темные храмы», «в мерцаньи красных лампад», «в тени у высокой колонны». За «Ней» закрепляется определенное пространство — «высота»:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней <...>

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Сопоставление с ключевыми текстами цикла (в частности, со стихотворением «Вхожу я в темные храмы...») высвечивает символический смысл стихотворения «Я и молод, и свеж, и влюблен...» (31 июля 1902), не столь очевидный при изолированном прочтении. Сюжет, стихотворения — любовь героя к героине и ожидание свидания с ней, представленные в метафорической форме (влюбленный «я» — «склоненный клен»):

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клен,

Неизменно склоненный к тебе.

Ты придешь под широкий шатер <...>

Размечтаться в зеленой тени.

Однако «Ты» — это не только земная любовь героя, но и Прекрасная Дама, Жена. Ожидание свидания — это еще и ожидание мистической встречи с Вечной Женственностью. Символический смысл получает и отводимое героине пространство:

На лице, обращенном к звездам, —

Ароматные слезы хвалы.

В «Стихах о Прекрасной Даме» обращает на себя внимание складывающаяся в объеме всего цикла устойчивость изображения лирических персонажей («я» и «Ты») и связанных с ними ситуаций. Так, героиня занимает определенное художественное пространство: «высшие миры» неба, зари, звезд, солнца, «высокой горы»; ее время — Вечность; знаки ее приближения — вечерняя заря, закат, весна; ее цветовые характеристики — «светлая», «розовая», «алая», «голубая», «золотая»; ее звуковая гамма — «песня», «смех», «звучная тишина». Лирический герой, «я», принадлежит «нижнему миру», миру «долин», «болот», городских улиц и в то же время устремлен к небу, к свету, к «Деве». Встреча героев — это выход «я» за границы его привычного земного пространства (открывание окон, проникновение в Ее «терем») или нисхождение «Ты» на землю, приближение к «я»: вхождение в дом, «на крыльцо». Несостоявшаяся встреча — уход «Ее», возникновение непреодолимой преграды. В результате постоянного повторения в определенных ситуациях или при описании персонажей одних и тех же образов эти образы становятся заместителями данных ситуаций или персонажей: «заря» — «Ты», открывание окна — Встреча.

Так как весь цикл воспринимается как единый текст, то образы-мифологемы («Прекрасная Дама») и образы-символы («огонь») приносят приобретенные ими в одном стихотворении значения в другие стихи цикла, возникает смысловая многозначность образов. Так, например, «огонь» может выступать и в пейзажном знамении (заря, закат), и как знак «Ее» появления, и как огонь земной страсти. Героиня «Стихов о Прекрасной Даме» — это и Дама, и Богоматерь, и Беатриче, и Офелия, и «спящая красавица». Лирический герой цикла — это юный поэт, средневековый поклонник Дамы, евангельский Иоанн Предтеча, пушкинский «рыцарь бедный».

Ассоциации с фольклором, Библией, античной мифологией, средневековой литературой, немецким романтизмом и русской литературой XIX в. — характерная черта не только «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока, но и символизма вообще. Множество «чужих» слов — это не подражательство, а способ раскрытия связи человека с человечеством и со всем миром.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8905