Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

Анализ стихотворения "Скифы" Блока

  • Статья
  • Еще по теме

Блок написал стихотворение «Скифы» 30 января 1918 г., на следующий день после того, как закончил поэму «Двенадцать».

Основная проблематика «Скифов» — оппозиция Восток—Запад, роль и место России в отношениях между Европой и Азией. Эта тема заявлена в самой первой строке поэмы, построенной на противопоставлении «вы» — «мы»:

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Данное противопоставление проводится в первых двух четверостишиях поэмы. Вторая часть поэмы — тема «вы» — включает следующие четыре четверостишия. Третья часть — развитие темы «мы». Шесть четверостиший посвящены теме «Россия — Сфинкс». Последние семь четверостиший образуют финал поэмы, главная мысль которого:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья! <...>

А если нет, — нам нечего терять,

И нам доступно вероломство!

Суть «вероломства» России — в отказе от своей исторической роли «щита» между Востоком и Западом:

Идите все, идите на Урал!

Мы очищаем место бою <...>

Но сами мы — отныне вам не щит,

Отныне в бой не вступим сам ...

Тема Востока заявлена Блоком еще в эпиграфе, в строках из стихотворения Вл. Соловьева «Панмонголизм». Соловьев рассматривает проблему взаимоотношений между Западом, Россией и Востоком в религиозном и мистическом планах. Для Соловьева нашествие неисчислимых племен Востока — «орудие Божьей кары» Европе и России за отсутствие единства в вопросах христианской веры. В «Краткой повести об антихристе» («Три разговора»; 1900), эпиграфом к которой также выступают строки из стихотворения «Панмонголизм», Соловьев в форме притчи рассказывает о том, как европейцы из-за своих разногласий были завоеваны желтой расой. Объединившимся европейцам удалось освободиться от власти племен, но в мире появился антихрист. Только обретение единства в делах христианской веры привело к гибели антихриста и второму пришествию истинного Христа.

В «Скифах» Блок вслед за Соловьевым обращается к теме возмездия, идущего с Востока. Однако, в отличие от Соловьева, он не считает его «Божьей карой» за измену христианским идеалам, а связывает с агрессивностью Запада:

Вы сотни лет глядели на Восток,

Копя и плавя наши перлы,

И вы, глумясь, считали только срок,

Когда наставить пушек жерла!

В восточной же стихии Блок видит не только разрушительное начало — «монгольскую дикую орду» и «свирепых гуннов», но и начало динамическое, волевое, природное.

Однако большее развитие у Блока получает не тема противостояния Востока и Запада, а тема России. При том раскрытие темы идет не в религиозно-мистическом плане, а через оппозицию «стихия» — «цивилизация». Миссия, по мнению Блока, обладает двойственней природой. В ней совмещаются две души: одна европейская — цивилизованная, активная, творческая, просвещенная, гуманная; другая азиатская — стихийная, разрушительно жестокая, дикая. Загадка России («Россия — Сфинкс») — в неразделимом единстве этих начал.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1590