Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Астафьев В.П.

Произведения Астафьева для детей: названия, характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Рассказы для детей Астафьев начал писать в 50-е годы, и во многих из них он воспроизвел собственное детство, передал те впечатления, которые вынес из столкновения с жизнью, из общения с разными людьми. Но его произведения выходят за рамки личного опыта и приобретают широкую обобщающую силу, так как в них создан нравственный облик целого поколения.

Один из ранних рассказов писателя - “Васюткино озеро” (1958) - о мальчишеской судьбе, о характере, сформировавшемся на сибирских просторах и вобравшем в себя не только силы стихийные, природные, но и опыт старших. Это и помогает герою рассказа, заблудившемуся в тайге, найти людей и вернуться домой. А озеро, открытое Васюткой, богатое рыбой, с тех пор называется его именем.

Повесть “Перевал” (1959), как и многое у Астафьева, автобиографична. Писатель вспоминает довоенное детство, воссоздает ту нравственную атмосферу в бригаде сплавщиков, которая помогала мальчику выстоять в его одиночестве.

В этот же период написана повесть “Стародуб” (1960). В далёком таежном селе с его жестокими законами и невежеством кержаки подбирают на плоту израненного мальчишку, выброшенного волнами на берег реки. Очерствевшие, они готовы столкнуть плот с ребенком в реку, их души уже обесчеловечены, и чужая боль не волнует. Несчастного мальчика спасает охотник. Прозванный Култышом ребенок растет, набирается сил в тайге и становится ее “хозяином”. Бескорыстие, доброта Култыша противопоставлены злому миру жителей села. Повесть-предание Виктора Астафьева проникнута мыслью о неистребимости добра. Эта центральная нравственно-философская тема творчества писателя пронизывает все его произведения.

О трудном, суровом времени детства Астафьев вспоминает в повести “Кража” (1966). Становление личности подростка раскрывается на фоне сложнейших процессов, происходящих в жизни страны 20-30-х годов. Это придает повести особенную жизненную достоверность и реалистическую глубину. Судьба воспитанников детского дома в городе Краесветске - в центре внимания писателя, прослеживающего мужание человека, становление личности в трудных условиях сиротского существования. Толя Мазов и его сверстники пройдут через многие испытания и обретут ту зрелость, без которой его поколение не выиграло бы войны.

Воспоминания детства проходят перед читателем в “Последнем поклоне” (1967). Виктор Астафьев считает это произведение своей главной книгой. “Мальчик в белой рубахе”, “Монах в новых штанах”, “Конь с розовой гривой”, “Бабушкин праздник” - о светлой поре детства, озаряющего душу человека на протяжении всей жизни. Каждый рассказ в этой книге - частица детства автора, это его поклон всем, кто был рядом с ним, и прежде всего - бабушке Екатерине Петровне, человеку большого сердца и широкой души.

Жизнь писателя в “Последнем поклоне” можно рассматривать как часть жизни народной. Через судьбу Вити Потылицына, историю его духовного формирования прослеживаются конфликты времени, сложные противоречия эпохи. Образ центрального героя многомерен, объемен, в нем соотносятся прошлое и настоящее, он видится и оценивается повествователем из будущего. Мемуарные новеллы, входящие в “Последний поклон”, приобретают характер народной летописи, в которой дан социальный и психологический срез общества на определенном этапе его развития.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998

Понравился материал?
49
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14761