Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Андреев Л.Н.

Леонид Андреев: краткая биография и творчество

  • Статья
  • Еще по теме

Леонид Николаевич Андреев - прозаик, драматург (21.8. [9.8.] 1871 Орел — 12.9. 1919 Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия). Отец — землемер. В 1891-1897 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского и Московского университетов, к этой поре относятся его первые литературные опыты.

Первый сборник рассказов Леонида Андреева (1901) вышел в издательстве «Знание» и вызвал большой интерес. Леонид Николаевич некоторое время относился с симпатией к революционному движению, но в 1907 году отошел от него, а также и от издательства «Знание». В 1905-07 годах Андреев многократно ездил в Западную Европу. Его пьеса "Жизнь человека" (1907), впервые поставленная авангардистским театром Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, из-за новизны сценической формы была положительно принята в России, а также — после первых постановок в Германии (Дюссельдорф — 1908, Мюнхен — 1912) — за границей. Леонид Андреев в 1907 году стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

Леонид Николаевич был весьма плодовитым прозаиком и (с 1906) драматургом. За "Полным собранием сочинений" (1913) в 8-ми томах последовало "Собрание сочинений" (1911-17) в 17-ти томах, которое больше никогда не переиздавалось. Редкостно бурный успех, которым произведения Андреева обязаны своей злободневностью и который сделал его на время одним из популярнейших русских прозаиков — наряду с М.Горьким, в те годы снизился. Леонид Николаевич, убежденный противник большевиков, после переворота в 1917 года остался в Финляндии и оттуда в 1919 году обратился публично к американскому президенту Вильсону с безуспешным призывом силами свободного мира спасти Россию от красного террора. Отчаянием и безысходностью проникнуто последнее произведение Леонида Андреева «SOS!» (1919).

В раннем рассказе этого автора "Большой шлем" (1899) показаны четыре человека, для которых смысл жизни заключен в карточной игре и которые ничего больше не знают и друг о друге. Этот рассказ стал вехой в развитии литературы абсурда и привлек внимание Льва Толстого чистотой языка. "Бездна" (1902) обнаруживает болезненное пристрастие Андреева к изображению человеческой жестокости и низости, но и беспомощности перед этими безднами. В его рассказе "Красный смех" (1905), который Леонид Николаевич написал, потрясенный русско-японской войной и в котором он обличает жестокость убийств, эта особенность его прозы служит для выражения гневного протеста против войны вообще.

"Иуда Искариот" (1907) — рассказ, в котором Андреев домысливает Евангельские события, пытаясь проникнуть в психологию предателя и тем самым вступая в противоречие с текстом Нового Завета; образ Христа здесь более убедителен — и формально, т. к. здесь автор отказывается от домыслов, и по существу, т. к. вопрос о выборе между добром и злом остается открытым. В "Рассказе о семи повешенных" (1908), звучащем как обличение, писатель в мрачных тонах показывает разрушение психики у осужденных на казнь.

Леонид Андреев — драматург, близкий Метерлинку, открывает в русской драме новые пути, выводя на сцену неиндивидуализированных, символических и аллегорических персонажей. В пьесе "Жизнь человека" — от рождения до смерти, через счастье и несчастье в любви, богатство и бедность. Пьеса "Царь Голод" (1908) звучит предостережением против разрушительной силы необузданных масс, Черные маски в одноименной пьесе (1909) — это недобрые качества хозяина, который противопоставлен своему двойнику.

Произведения Леонида Андреева проникнуты духом отрицания, отчаянием, злобой, одиночеством и мукой, у него зло (сатана) и безумие владычествуют в мире, который он в конечном итоге видит только материально. В изображении разобщенности людей и одиночества у Андреева вырисовываются параллели с западной литературой экзистенциализма.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2396