Анализ повести Аксенова "Звездный билет"
В повести поднимаются помимо вопросов современности (научно-технический прогресс, бытовая пошлость и проч.) и проблемы «вечные» — поиска молодыми людьми своего места в жизни, мучительного выбора того, кто ты есть и в чем состоит твое призвание. Осознание героями произведения своего права на личную свободу, на свободу духа и творчества — основной лейтмотив повести. Он сформулирован главным героем, Димкой, очень четко: «Лучше быть бродягой и терпеть неудачи, чем всю жизнь быть мальчиком, выполняющим чужие решения». Споря со своим братом, Димка отстаивает именно право человека «на полет», на риск ради изменения омертвевшей, закосневшей действительности. Димка не знает до конца своего призвания: он готов в равной степени заниматься различными вещами — он любит ходить в море, ему нравится посещать кампании, жить «на полную». Однако, не зная, чем именно он хочет заниматься, этот герой повести очень хорошо осознает, как он это хочет делать. В конечном итоге и его брат, Виктор, принимает решение, которое диктуется не конформистски-тактическими соображениями, а то, которое он принимает, следуя своей внутренней сути, свободному творческому порыву. Пафос произведения во многом лежит в плоскости того подъема, который испытало общество в конце 50-х—начале 60-х гг. На повести лежит опечаток (опосредованное влияние) произведений западной литературы, дух которых был близок автору. Это и Хемингуэй, кумир той эпохи (все, что связано в повести с морем так или иначе можно соотнести со знаменитой повестью «Старик и море»), и Сэлинджер («Над пропастью во ржи», где речь идет о поиске молодыми людьми своего места в жизни, «звездного билета»). Повесть «Звездный билет» — это повесть о молодости, о прекрасной поре поиска и обретения смысла бытия, о разрушении иллюзий, обретении знания, истинных чувствах и о праве быть свободным. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 18854
| |