Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

Анализ стихотворения "Последняя роза" Ахматовой

  • Статья
  • Еще по теме

Это стихотворение, на мой взгляд, несмотря на небольшой объем — всего 8 строчек — и кажущуюся простоту,— одно из самых утонченных и сложных в творчестве Анны Ахматовой. Оно было написано в Комарово в 1962 году. В нем сосредоточена мудрость жизни, уже подходящей к концу. В этом стихотворении отражены взгляды и на творчество, и на судьбу, и отношение к смерти полно, глубоко и лаконично одновременно.

Главная мысль этого стихотворения — осознание собственной судьбы, размышление о ней. И судьбы будущей (эпиграфом служит строка И. Бродского: «Вы напишете о нас наискосок...») и уже свершившейся. В прожитой жизни она чувствует себя рядом со всеми мучавшимися, избравшими путь собственной воли — и праведницами, и грешницами.

Мне с Морозовою класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

Дымом улетать с костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять.

Интересно, что Ахматова всегда рядом, в отличие от Цветаевой, ей не было свойственно отождествление себя со своими героями. Она сопереживающий, но свидетель.

Первую часть стихотворения можно назвать отражением уже свершившегося. В ней переплелись дороги «царскосельской веселой грешницы» и пути великомучениц. Удивительна смиренность Ахматовой и ощущение повторяемости и неизбежности всего происходившего с ней, возникающего в двух последних строках. Это настроение сохраняется и в следующей строфе.

Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить.

Все возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить.

В этой строфе Ахматова принимает все данное свыше. На первый взгляд это неочевидно — вся загадка стихотворения в последних строках.

Казалось бы — «я устала воскресать, и умирать, и жить», а следом за этим — просьба: «Господи! (...) все возьми (...) но дай...» — чего просить у Бога после смерти, воскресения, новой жизни и новой смерти, чего можно пожелать, кроме небытия и покоя? Но: «Все возьми, но этой розы алой // Дай мне свежесть снова ощутить» Значит, после всех жизней и смертей А. Ахматова снова выбирает жизнь — танец Иродиады и костер Дидоны? Вряд ли. Мне кажется, те «жизни и смерти», усталость от которых она принимает,— ее «жизни литературные», в мире, созданном людьми. И из этого «рукотворного» мира она возвращается к созданному Богом, от суеты — к простому и истинному. Принимая Богом созданную и Богом данную ей розу, она принимает и собственную судьбу, и неизбежную и близкую смерть, память потомков — какой бы она не была. Это действительно итоговое стихотворение (стихотворение итога жизни).

Источник: Грачева И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. - СПб: "ВЕЛЕНЬ", 1993

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3597