Меню сайта

Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

Анализ стихотворения Ахматовой "Клятва" (1941)

Когда подул ветер войны внутри нашей страны, когда началась схватка с нелюдьми, с теми самыми силами смерти, которые временно могли завладеть Францией, но которым не было дано завладеть нашей страной, то сразу же появился новый поток лирики Анны Андреевны Ахматовой.

Первым откликом была «Клятва» — 4 строчки, помеченные поэтессой: «Июль, 1941». Здесь явно выступает на первый план прямое и страстное лирическое высказывание. Но высказывание «я» в форме высказывания «мы». Превращение «я» в «мы» в лирике Ахматовой в годы войны уже отмечалось критикой (А. И. Павловский). Оно было одним из проявлений фронтовой всеобщности.

Энергия лирического высказывания «мы» находит выражение в мужественном лаконизме четверостишия, перекликающегося и с лаконизмом воинской присяги, и с лаконизмом речи мужественной и сильной женщины, провожающей на фронт бойца. И, соответственно общей тенденции развития лирической поэтики, даже в столь кратком высказывании возникают объективные образы людей и событий, возникают емкие формулы, в которых сливаются одной фразой, одним стихом главные и противоположные чувства и мысли, волновавшие советский народ и поэта. Боль и сила. Клятва и будущему, и прошлому в живой, материнской, личной форме. Соединение живого переживания русской женщины с переживаниями миллионов тогдашних советских женщин и уверенной воинской клятвы создает поэтическое своеобразие и силу этого короткого стихотворения. Лирическое в нем также включает в себя эпическое и драматическое, тем самым достигая особой лирической силы. Соответственно в интонации соединены торжественность и простота речи, столь сжато, тесно сформулированной, что стихотворение превращается в своеобразное лирическое изречение и призыв.

Ораторское напряжение достигается и повелительным «пусть» в начале второй строки, причем это «пусть» создает сверхсхемное ударение в первой стопе амфибрахия и сопряжено со словом «боль», односложным словом с большой смысловой нагрузкой, под основным, схемным ударением; создается и симметричным повторением ключевого слова «клянемся» в центре третьей строчки. Во всех четырех строчках словоразделы совпадают с цезурой, а концы строчек совпадают с четкими подразделениями движения смысла и синтаксиса, отмечены важными по значению словами. Это создает особую чеканность движения ритма и смысла, подчеркнутую мерной поступью четырехстопного амфибрахия.

Ораторское напряжение этой поступи и оттенено и несколько смягчено исходным упоминанием о той женщине, которая прощается с милым; слово «милый» здесь создает оттенок сердечной народной речи, перекликается с излюбленным в народной лирике эпитетом. Оттенено, смягчено также присутствием только женских рифм. Ораторская речь содержит в себе и психологическую углубленность. Переплавить боль в силу! Эта формула вмещает в себя и полноту сознания народной боли, горя, и веру в возможность его преодоления. Формула даже намечает, так сказать, программу человеческих переживаний в ходе войны горячим словом поэта-патриота.

Источник: Македонов А. Свершения и кануны: Монография. - Л.: Сов. писатель, 1985

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Ахматова А.А. | Добавил: katerina510 (15.12.2016)
Просмотров: 501 | Теги: клятва
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar