Тургенев-романист. Характеристика героев романов Тургенева
Движение русской общественной мысли почти за полвека — вот основное содержание романов Тургенева. Да, стремление «добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет “the body and pressure of time”, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений», — стремление, осуществлённое в шести тургеневских романах, и составило их своеобразие и ценность для русской литературы и — шире — культуры и истории. Как писал Н. А. Добролюбов, Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание…» Посмотрим, какие же новые идеи меняющегося времени угаданы Тургеневым и выражены в судьбах героев его романов. Роман «Рудин» стал первым социальным романом писателя: главный герой действует в столкновении с обществом, и не только личные, но и общественные переживания волнуют его и определяют его поступки. Прототип Рудина — молодой Бакунин. Рудин, молодой дворянин, решается вступить на путь, который редкие люди его среды считали для себя возможным. Роман показывает становление героя как общественной личности. В первом эпилоге романа Рудин, пытаясь помочь народу, становится преподавателем гимназии и скитается по России. Но от преподавания он отстраняется за те идеи, которыми увлекает гимназистов. Во втором эпилоге — ключевой эпизод романа — Дмитрий Рудин гибнет на парижских баррикадах. Начинается же роман с того, как молодая наивная помещица посещает больную деревенскую бабу. От деревенской избы и дворянской наивности — к широкому социальному протесту и к гибели на баррикадах за свободу — такова кольцевая композиция романа и его идея. Основа ткани романа, его текста — это спор. По сути, все произведение — это спор о роли науки, образования, культуры, о России и судьбах её народа, а главное — спор о предназначении дворянской интеллигенции в судьбе народа и России. Это и есть тема романа «Рудин». Роман «Дворянское гнездо» (1859) —совсем иной. Его героиня Лиза Калитина — возможно, один из самых нежных и трепетных образов русской женщины в литературе. Весь роман настолько верен жизни, так глубоко трагичен, так лирически печален, а вместе с тем так безупречно построен и написан, что успех его был предрешён. «“Дворянское гнездо” имело самый большой успех, который когда-либо выпал мне на долю»,— писал Тургенев в 1879 году. Прототип Лизы — Вера Аксакова, дочь Сергея Тимофеевича Аксакова, но образ этот вобрал черты и Аси, и других девушек из ранних произведений Тургенева. Особенно ясно вспоминается поразительной силы рассказ «Живые мощи» из «Записок охотника» и его героиня — крестьянка Лукерья, воплощённое самопожертвование и смиренное терпение. Русские черты, не правда ли? Конечно же Лиза — тот же тип русской женщины, что и Татьяна Ларина. Название романа «Дворянское гнездо» вошло в русский язык как устойчивое выражение. Взгляду современного молодого человека странными могут представиться и содержание, и общий смысл (идея) романа. Почему, ради чего пожертвовала собой Лиза, уйдя в монастырь, несмотря на глубокое и подлинное чувство, связавшее её с соседом-помещиком Лаврецким? Отчего сам Лаврецкий поддался велению долга и принял жену, весело и распутно жившую в Париже, женщину, с которой кроме уз, освящённых венчанием, да ещё маленькой дочери, его ничто давно не связывало и к которой ничего, кроме отвращения и презрения, он уже не чувствовал? Что заставило сломать свои судьбы и навсегда отказаться от счастья прекрасных, чистых, любящих друг друга людей? Какое отношение их личная трагедия имеет к состоянию русского общества? Вопросы и вопросы... Современнику Тургенева — читателю романа — ответы были яснее. Сейчас можно с уверенностью сказать только то, что на протяжении всего произведения автор напряжённо размышляет о русском народе, его нравственной высоте и душевной стойкости (Лаврецкий недаром сын крестьянки и только по отцу дворянин). Роман «Накануне» (1860) создан и опубликован в разгар революционной ситуации в России. Он стал первым из романов о разночинце-революционере, человеке из новой для России общественной группы разночинцев. Тургеневу образ героини Елены Стаховой представлялся ранее, чем был создан «Рудин». Он писал: «Фигура главной героини, Елены, тогда ещё нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовалась в моём воображении; но недоставало героя, такого лица, которому Елена, при её ещё смутном, хотя сильном стремлении к свободе, могла предаться». Из повести, написанной соседом Тургенева по Спасскому и переданной им писателю в 1855 году, взят прототип образа Инсарова — молодого болгарского революционера, ставшего таким героем, какого в русской действительности писатель не видел. «В основание моей повести (имеется в виду роман «Накануне». — Авт.) положена мысль о необходимости сознательно-героических натур (стало быть — тут речь не о народе) — для того, чтобы дело подвинулось вперёд»,— пишет Тургенев И.С. Аксакову 13 ноября 1859 года. Общество приняло роман «Накануне» холодно. По Петербургу ходила шутка: «Это “накануне” никогда не будет иметь своего “завтра”». Как видно из проанализированных вами текстов, Тургенев видел необходимость самоотверженной, героической борьбы с внутренней трагедией России — крепостным правом. Инсаров, болгарин, вставший против внешних врагов своей страны — турок — и увлёкший на этот путь Елену, служит в романе, конечно, некоторым иносказанием. Борьба против «внутренних турок» (так сказал о крепостниках Добролюбов) виделась Тургеневу насущной. Однако в статье «Когда же придёт настоящий день? («Накануне». Повесть Тургенева)» (1860) Н.А. Добролюбов исказил подлинный замысел Тургенева, приписав ему (на основании не целостного, полного, но избирательного, тенденциозного анализа произведения) прямые призывы к революционной борьбе против самодержавия и «внутренних турок». Это вызвало негодование писателя, не согласного с так называемой «реальной критикой» Н. А. Добролюбова и «мужицким демократизмом» Добролюбова и Чернышевского. Перед Н. А. Некрасовым Тургенев поставил вопрос жёстко: «Он [Добролюбов] или я». Некрасов сделал свой выбор, и Тургенев вышел из редакции «Современника». Через два года роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» с русским главным героем — Базаровым — был опубликован в журнале «Русский вестник». Сложный, как сама русская действительность, противоречивый, неоднозначный, страдающий, но действительно «полный, резко и живо очерченный», Базаров и живее, и интереснее Инсарова. Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7912
| |