Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Иван Сергеевич Тургенев: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

«1818 года, 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра», — запись из памятной книжки его матери, Варвары Петровны Тургеневой, в девичестве Лутовиновой. В быту своём Варвара Петровна, унаследовавшая от дяди Лутовинова огромное богатство и земель, и капитала, следовала причудам XVIII столетия: дворецкий назывался «министр двора», мальчишка, отправлявший и получавший почту, — «министром почт» и так далее, а жизнь текла согласно тщательно расписанному протоколу. Всё это сочеталось с крепостническим самовластьем, доходившим до крайнего самодурства.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева, его детство были так своеобразны и при этом так для России первой половины XIX века типичны, что оказали большое, если не определяющее влияние и на жизнь, и на творчество великого русского писателя. Язык и стиль Тургенева сочетают чистейшую, изысканную литературную русскую речь с местным, орловским говором. Где намеренно, а где и неосознанно писатель вводит в ткань своего текста особые, усвоенные им на просторах Орловщины словечки и целые обороты речи, слышанные от крепостных крестьян Спасского-Лутовинова, любимого имения матери Варвары Лутовиновой, женщины несметного богатства, несчастной судьбы и крутого, изломанного нрава.

Вокруг имения Спасское и лежали те обширные плодородные и живописные просторы Орловского края, которые писатель прошёл с ружьём и собакой, не столько в поисках дичи, сколько наслаждаясь природой, вглядываясь в лица крестьян, прислушиваясь к их речи, запоминая рассказы, поражаясь тому, какой мученической властные люди могут сделать жизнь рабов своих на этой прекрасной земле и как высок духовный подвиг преодоления несправедливой судьбы бесправными, необразованными, но свободными в крепостном рабстве людьми. Исходил он и просторы вокруг отцовского имения Тургенево — Чаплыгинское городище у реки Снежедь, близ Бежина луга, названного так потому, что на рубеже XVIII—XIX веков там скрывались беглые от крепостной неволи. И Тургенев нашёл себе там исцеляющее душу прибежище уже после долгой жизни за границей, возвращения в Россию и страшной ссоры с матерью.

Всё это: и непостижимо прекрасная жизнь русской природы, и красота русской души, и тоска неволи — описано Тургеневым в одной из самых пронзительных и странных книг русской литературы — «Записках охотника».  Первое крупное произведение зрелого писателя— «Записки охотника» — появлялось в печати отдельными рассказами-очерками. Отдельной книгой оно было издано только в 1874 году. Успех рассказа «Хорь и Калиныч», открывшего эти публикации в журнале «Современник» (1847, №1), окрылил автора и стал для него толчком к профессиональной писательской деятельности. Рассказы, составившие книгу, писались в 40—50-е годы XIX века — годы, предшествовавшие отмене крепостного права Александром II в 1861 году.

Народный язык, родной для Тургенева орловский говор, влился тонким ручейком звенящей чистоты в могучий поток русского литературного языка и языка русской художественной литературы, с детства воспринятых и до сладкой душевной боли прочувствованных И.С. Тургеневым. Иван Сергеевич открывает свои тайные детские переживания, связанные с первым духовным и душевным приобщением к русскому языку и поэзии, — переживания, разбуженные в нём Серебряковым: «Невозможно передать чувство, которое я испытывал, когда …он [Серебряков] внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мною с увесистой книгой под мышкой». И в таинственной глубине лутовиновского сада начиналось чтение вслух.

Еще один источник своеобразия художественного языка И.С. Тургенева — его европейская образованность и полное, совершенное владение не только родным языком, но и французским — до уровня, который лингвисты называют билингвизмом, когда человек является носителем не одного языка, но и второго в той же степени, а также и ещё несколькими европейскими. Известно, например, что в 1830 году отец, Сергей Николаевич Тургенев, лечившийся за границей, вынужден был так наставлять своих сыновей, которых обязал писать ему в форме «журналов»: «Вы всё мне пишете по-французски или по-немецки, — а за что пренебрегаете наш природный? Если вы в оном очень слабы, это меня очень удивляет. Пора! Пора! Уметь хорошо не только на словах, но и на письме объясняться по-русски — это необходимо».

Единым синтезом всех этих трёх стихий — русской литературной речи и речи русской литературы, народного орловского говора и европейских языков, особенно французского, — стало изысканное и простое, выразительное и меткое, поэтическое и народное слово Тургенева.

Для полного понимания характера И.С. Тургенева и своеобразия его творчества нужно иметь представление не только о его детстве и детских впечатлениях, но и о годах зрелости и о конце жизни. История единственной любви писателя — это история писателя и о писателях, история литературная, хотя предметом страсти, вспыхнувшей, когда Ивану Тургеневу было всего 25 лет, была певица. Певица молодая, двадцатидвухлетняя, но уже известная и уже связанная брачными узами, прочно вошедшая в культурную жизнь Франции и всей Европы, — Полина Виардо. Первый её концерт состоялся в 1838 году в Париже, а в 1839 году между юной певицей, знаменитой тогда писательницей Жорж Санд и композитором Фредериком Шопеном завязалась дружба. Полина приехала в Россию, овеянная легендой о том, что именно её изобразила великая Жорж Санд в образе главной героини романа «Консуэло», знаменитого в Европе, а в России даже возбудившего первые ростки общественного движения за права женщин.

1 ноября 1843 года стал днём, который Тургенев всю свою жизнь называл для себя «священным», — днём знакомства с Полиной. «Мне его представили со словами: “Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт”», — вспоминала Виардо. До конца жизни эта любовь привязала писателя к семье Виардо, рядом с которой он находился. Экзотическая, необычная, талантливая певица, испанская цыганка стала центром жизни писателя, вокруг Виардо строилась вся его судьба, главной в которой всегда оставалась столь же романтическая, необычная, рыцарская любовь. Поэтому невозможно точно сказать, где писатель провёл большую часть жизни — в России или в Европе, дома или в скитаниях. В предпоследний раз Тургенев покинул Россию вскоре после Пушкинских дней: 6 июня 1880 года был открыт памятник Пушкину в Москве, и писателю недаром была предоставлена честь возложения первого венка к памятнику вместе с Иваном Сергеевичем Аксаковым.

Тургенев выступил с речью о Пушкине 7 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности; он говорил о художественном гении и поэтическом языке Пушкина. Но с подлинным триумфом сказал свою речь Ф. М. Достоевский — речь, которая Тургеневым позже была названа «хитроискусной», хоть и «блестящей», и «умной». Главная идея этой речи Достоевского о всемирно-исторической роли русского народа напомнила Тургеневу и Гегеля (философ утверждал, что «Всемирный дух» нашёл своё высшее воплощение в народе немецком), и даже Наполеона с его мыслью об избранности французского народа.

Тургенев узнал об убийстве народовольцами Александра II уже в Париже. Его надежда на создание в России сильной либеральной партии рухнула. «Да, несчастная страна — наша родина!» — так откликнулся писатель на события в России.

Почти сразу после этого события Тургенев в надежде повлиять на судьбы страны приезжает на родину. Но близкий к царю К. П. Победоносцев через третье лицо, цитируя Пушкина («Оставь нас, гордый человек!» — поэма «Цыганы»), советует писателю немедленно покинуть столицу. Из Спасского Тургенев посещает Л. Н. Толстого на его юбилее в Ясной Поляне и покидает Россию навсегда. Мучительное угасание приводит к смерти в местечке Буживаль под Парижем в кругу семейства Виардо, но по завещанию писатель был похоронен на Волковом кладбище, рядом со своим другом В.Г. Белинским.

1843 год — год встречи с Полиной Виардо — в жизни Тургенева был отмечен и началом его литературной известности, и знакомством с В. Г. Белинским, пристально следившим за развитием дарования Тургенева, его творчеством. Белинский дал восторженный отзыв о поэме «Параша», переданной Тургеневым на суд критика. Поэма на первый взгляд во многом следует пушкинскому «Евгению Онегину», но героиня её выходит замуж за избранника, который оказывается лишь пародией на Онегина — мелким человеком, изображающим разочарованность в угоду моде. Знакомство Белинского и Тургенева переросло в дружбу, столь крепкую, что обсуждение философских вопросов поглощало друзей полностью. «Мы не решили ещё вопроса о существовании Бога, — сказал он мне однажды с горьким упрёком, — а вы уже хотите есть!» — годы спустя вспоминал Тургенев реплику Белинского, когда в спорах пролетела ночь, забрезжило утро, а Тургенев заметил, что неплохо было бы и позавтракать.

Была в жизни писателя и ещё одна судьбоносная встреча — его другом стал Владимир Иванович Даль (1801—1872), составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (во время службы Тургенева в Министерстве иностранных дел — его непосредственный начальник). Даль — собиратель и автор рассказов из народного быта, публиковавший их под псевдонимом Казак Луганский, Даль-лингвист, с его пристальным и талантливым вниманием к слову, оказал на писателя серьёзнейшее влияние.

В 1845 году Тургенев выходит в отставку, чтобы полностью посвятить себя творчеству. В том же году Тургенев знакомится с Фёдором Михайловичем Достоевским (талант которого тогда ещё только проявил себя повестью «Бедные люди»), в следующем — с Иваном Александровичем Гончаровым, когда у Белинского тот читал свой роман «Обыкновенная история». В 1846 году задуман первый рассказ будущих «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч». Тогда же Тургенев предложил Некрасову арендовать у критика П. А. Плетнёва (1792—1862) еле теплившийся в то время журнал «Современник». Первый журнал с рассказом «Хорь и Калиныч» появляется в 1847 году.

Тургенев уезжает в Берлин. Во Франции наступает революция. В эти дни Тургенев вместе с М.А. Бакуниным находится в Брюсселе, откуда при известии о революции оба срочно мчатся в Париж. В революционном Париже Тургенев близко знакомится с А.И. Герценом. В России Французская революция отзывается образованием социалистического кружка М. В. Петрашевского, арестом его членов, в их числе — Ф.М. Достоевского, его гражданской казнью и ссылкой. Наступает так называемое «мрачное семилетие».

Тургенев остаётся в Париже, где чудом не умирает от холеры на квартире у А. И. Герцена, спасающего друга от смертельной болезни. Тургенев живёт в доме семьи Виардо, один (Виардо гастролирует в Англии), без средств, одолеваемый печальными размышлениями о пережитом во время революции во Франции, о происходящем на родине, о Боге, о любви, о смысле жизни и её бессмысленности. Зима 1849—1850 годов проходит в Париже, среди французских писателей. Тургенев способствует знакомству европейцев с русской литературой — Пушкиным, Гоголем.

Из трёхлетнего пребывания за границей в 1850 году И.С. Тургенев возвращается уже известным писателем. К этому времени полностью опубликованы «Записки охотника». В феврале 1852 года умирает Н.В. Гоголь, предав огню второй том «Мёртвых душ», и Тургенев воспринимает это событие как трагедию не только русской литературы, но и всей России, как свидетельство глубочайшего её внутреннего разлада и наступления сгустившегося мрака. С трудом удаётся писателю опубликовать некролог, в котором он открыто делится своими мыслями, вслед за тем наступает неизбежный арест. Даже имени Гоголя советовали после его смерти не упоминать, чтобы оставаться лояльным власти, а Тургенев уже был на подозрении как автор «Записок охотника» с их ярким антикрепостническим звучанием, как друг Герцена и Бакунина. Повесть «Муму» написана И.С. Тургеневым под арестом. Вскоре следует и ссылка в Спасское под наблюдение полиции.

Во время ареста и ссылки в родовое имение Спасское-Лутовиново писатель, сосредоточенно обдумывая свой путь, решает перейти «к чему-нибудь большому, спокойному». «Дадутся ли мне эти простые, ясные линии?» — спрашивает он себя. Переходом от сборника очерков «Записки охотника» к жанру романа служат две повести: «Муму» и «Постоялый двор». Герасим в «Муму» — образ былинной силы и богатырского размаха, Аким в «Постоялом дворе», как и Гера-сим, — жертва своевольной, капризной и жестокой помещицы, — характеры народные, могучие. Оба героя повестей покидают барский двор и с посохом в руках уходят прочь. Но на свободу ли?..

Английский писатель ХХ века Джон Голсуорси так отозвался о повести «Муму»: «Никогда не было в области искусства более потрясающего протеста против жестокой тирании». В 1880 году в предисловии к изданию всех своих шести романов Тургенев пишет, что в них, в той последовательности, в какой они были созданы, он «стремился… добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет “the body and pressure of time”, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений». Вот эта последовательность: «Рудин» («Современник», 1856), «Дворянское гнездо» («Современник», 1859), «Накануне» («Русский вестник», 1860), «Отцы и дети» («Русский вестник», 1862), а также романы, называемые поздними, — «Дым» (1867) и «Новь» (1877). Жанр романа, ставший для писателя основным, всё же оставил место и для создания ещё нескольких повестей, из которых три — о любви: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872) — пожалуй, одних из самых поэтичных в русской литературе: в них чувствуется тончайшая дымка лиризма, свежесть и порывистая лёгкость движений души, подобных дуновению весеннего ветра. А главное — в повести «Ася» продолжается развитие того образа русской женщины, который появляется в поэме «Параша» (о «тревоге девственной души» героини поэмы писал Белинский ещё в 1843 году), в романе «Рудин» (Наталья), предваряет образ Лизы («Дворянское гнездо»), Елены («Накануне»). В «Асе» этот женский тип проявляется, пожалуй, впервые в столь чистом виде: светлая, как сама весна, правдивая и неколебимо твёрдая в своей чистоте и в правде своего чувства, такая русская женщина — подлинное открытие Тургенева. Так продолжается пушкинская традиция, да и сама героиня повести Ася говорит: «А я хотела бы быть Татьяной…» Выражение тургеневская девушка так и живёт с тех пор в русском языке.

Тургенев пробовал свои силы и в драматургии: комедия «Нахлебник» (1857), в которой прославился М. С. Щепкин и играли выдающиеся европейские актёры, комедия «Месяц в деревне» (1855).

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Тургенев И.С. | Добавил: katerina510 (07.06.2018)
Просмотров: 39 | Теги: Тургенев, Творчество Тургенева