Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Биография и творчество Тургенева И.С. (подробно)

  • Статья
  • Еще по теме

Иван Сергеевич Тургенев — поэт, прозаик, драматург, критик, мемуарист, переводчик. Родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье дворян. Отец — Сергей Николаевич Тургенев, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать — Варвара Петровна принадлежала к не столь родовитой, но богатой семье Лутовиновых.

Детство писателя прошло в имении Спасском-Лутовинове в Орловской губернии. В 1827 году семья переезжает в Москву. Тургенев получил хорошее образование в частных пансионах, к нему приглашали учителей на дом. В четырнадцать лет он свободно говорил на трех языках и был знаком с лучшими произведениями литературы. В 1834 году Тургенев из Московского университета перевелся в Петербургский на словесное отделение философского факультета, который закончил в 1837 году.

Тургенев начал писать еще в студенческие годы. Это были небольшие поэмы, лирические стихотворения, переводы в стиле романтизма. В 1838 году Тургенев уезжает за границу для продолжения учебы. В Берлинском университете он слушает лекции по классической филологии, философии и истории. Молодой человек попал в атмосферу творческих поисков и философских споров. Его увлекает философия Гегеля, которая позволяла найти ответы на вечные вопросы бытия. В 1841 году Тургенев возвращается в Россию. Здесь он сдает магистерские экзамены, дающие право на защиту диссертации и возможность преподавания. Но в Московском университете нет кафедры философии, поэтому Тургенев решает поступить на службу в Министерство внутренних дел, которое в то время занималось вопросом освобождения крестьян. Через два года Тургенев выходит в отставку, разуверившись в возможности приносить пользу на этом месте.

В это время выходит его поэма «Параша», которая получает благоприятный отзыв В. Г. Белинского. Тургенев решает посвятить себя литературе. В 1844—45 годах он пробует свои силы в поэзии, пишет поэмы «Разговор», «Андрей», «Помещик», критические статьи, прозу («Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Петушков»), пьесы («Неосторожность» и «Безденежье»). В этих произведениях чувствуется влияние А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Его творческие поиски основываются на принципах писателей «натуральной школы». Почти во всех своих произведениях этого периода Тургенев занимает характерную для писателей «натуральной школы» позицию стороннего исследователя жизни. Он рассказывает об уродливых помещичьих и мещанских нравах, о разрушающем влиянии на личность существующих отношений в обществе. Но этот подход не оставлял места для тонкого понимания красоты природы и человеческих чувств, которые были свойственны писателю. Он пытается найти тему, которая могла бы соединить в себе как критическое отношение к действительности, так и поэзию жизни, но ему это не удается. Иван Сергеевич подумывает оставить литературу.

В 1847 году Тургенев уезжает за границу. Там он живет в Германии, Париже, а потом в поместье семьи Полины Виардо, которую он встретил и полюбил во время ее гастролей в Петербурге в 1843 году. Вместе с приехавшим в Париж Герценом Тургенев становится свидетелем французской революции 1848 года. Он полон уважения и сострадания к простым людям, но цели их борьбы остались ему чужды.

Вдали от родины и привычного общества упрощаются взгляды Тургенева на искусство, он углубляется в свой внутренний мир. Писатель вспоминает деревенскую усадебную жизнь в России, пейзажи, бытовые сценки. Все это легло в основу «Записок охотника», которые сделали его имя известным. Мысль о создании произведения такого рода, видимо, пришла к писателю после успеха его рассказа «Хорь и Калиныч», опубликованного в 1847 году в «Современнике». Пять лет на станицах журнала появлялись его отдельные рассказы на эту тему. Если первые рассказы были ближе к натуральной школе, то со временем в них стало больше психологизма, лирики и философских размышлений. В «Записках охотника» показано растлевающее влияние крепостного права на душу крестьян, убожество и упадок помещичьего быта, рассказано об издевательствах богатых помещиков не только над крестьянами, но и над бедными соседями-помещиками. Народ в этом произведении Тургенева достоин уважения и любви. Именно в нем автор видит сосредоточение нравственного и творческого потенциала нации. Лучших представителей народа и дворянства объединяет стремление к справедливости, свободе и гармоничному существованию.

В 1850 году Тургенев приезжает в Россию. Он сотрудничает в «Современнике», близко сходится с Некрасовым. В 1852 году Тургенева арестовывают. Предлогом для ареста послужила публикация в обход цензуры статьи, посвященной памяти Гоголя. Скорее всего, истинной причиной ареста было недовольство правительства его тесным общением за границей с революционерами Герценом и Бакуниным и общая направленность произведений. Писателя ссылают в его имение в Орловской губернии. В 1853 году Тургеневу разрешают посещать Петербург, а право на выезд за границу ему было возвращено только в 1856 году. Во время ссылки Тургенев пишет повести «Муму» (1852) и «Постоялый двор» (1852). В этих произведениях с большей силой показана безнравственность помещичьего произвола, подлинной человечностью и добротой наделены герои из народа. Автора тревожит мысль о том, что многовековое угнетенное состояние народа не позволяет ему развиваться. Писатель видит, что для преобразования общества народу недостаточно его воли, ума, знаний. Поэтому он пытается найти силу, способную его возглавить, среди образованного сословия. Тургенев пишет ряд повестей, в которых главный герой терпит поражение, пытаясь заняться полезной деятельностью или устроить личную жизнь. Причина этого была в чрезмерной оторванности от реальной жизни, непрактичности и идеалистическом взгляде на мир. Сам Тургенев назвал таких персонажей «лишними людьми». Беспомощности и эгоизму «лишних людей» противопоставлялся романтический герой, способный на бескорыстное служение идее, скромный и добрый. И все-таки ни в одном из этих характеров автор не видел силы, способной усовершенствовать общество.

В 1855 году выходит роман «Рудин». Его главный герой неоднозначен, он несет в себе черты как «лишнего человека», так и романтического героя, преданного идее. Этот сложный образ напоминает временами странников и юродивых из «Записок охотника». Рудин воплотил в себе основные черты русской интеллигенции. Тургенев понимает, что влияние таких людей на общество очень ограничено, с практической точки зрения их жизнь можно считать бесплодной. Но для автора гораздо важнее способность представителей интеллигенции утверждать высокие идеалы своим самоотверженным служением им.

При небольшом количестве героев и ограниченной пространственно-временной сфере действия в романе рассматриваются важные мировоззренческие и лирико-философские вопросы. Такая форма характерна для многих других романов Тургенева.

В 1857 году в России начинается подготовка освобождения крестьян от крепостной зависимости. Тургенев возвращается на родину и окунается в общественную жизнь, активно сотрудничает в журналах «Колокол» и «Современник». Постоянными сотрудниками «Современника» являлись Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, А. Н. Островский, большим влиянием в редакции пользовались Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

Правительство с одной стороны было готово на либеральные реформы, с другой делало явно реакционные шаги. Все это создавало впечатление ненадежности прогрессивных преобразований. В обществе начались дискуссии по вопросам морали, религиозные основы и патриархальные традиции постепенно утрачивали свою силу. Весь круг этих проблем нашел свое отражение в лирико-философский повестях Тургенева 1853—1857 годов («Фауст», «Поездка в полесье», «Ася», «Первая любовь»). Эти произведения свидетельствуют о том, что для писателя главным в общественных изменениях XIX века стало внутреннее освобождение личности. Его герой приходит к духовному единению с природой, но этот союз оказывается недолговечным, потому что для природы безразлично само существование отдельного человека. Кроме того, человек чувствует в себе такие же неуправляемые страсти, которые действуют и в природе. Все это не означает приниженности, приземленности героев. Они ощущают страстную любовь к жизни, жажду счастья не только для отдельной личности, но и для других. Герои понимают спасительность чувства долга, самоотречения перед лицом неподвластных им сил природы и законов бытия. Социально-историческое обоснование этих идей было сделано в романе «Дворянское гнездо» (1858). В этом романе герой соединяет в своей душе пафос конкретного дела с высокой поэзией любви. Это вызвало интерес многих читателей к этому роману. Он получил положительные отзывы критиков. Популярность Тургенева достигла апогея.

В 1860 году выходит роман Тургенева «Накануне». Обаятельная героиня романа полюбила революционера Инсарова. Инсаров всю свою жизнь подчиняет служению идее, он с честью выходит из многих испытаний. Но такой цельный характер имеет и оборотную сторону. Это — упрямство, ограниченность и прямолинейность. Без этих черт невозможен его нерассуждающий героизм. Болгарин Инсаров уверен, что каждый человек в его родной стране думает и чувствует точно так же, как и он. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу Родины. К такому ж самоотверженному служению Отчизне призывает современников Тургенев.

Этот роман был хорошо принят передовой молодежью. Реакционная критика резко высказывалась против образа главной героини, Елены Стаховой. Добролюбов критиковал идею гражданского мира и взаимодействия сословий в деле преобразования общества. Критик считал, что бороться нужно не только с крепостниками, но и со сторонниками либеральных реформ. Тургенев пытался не допустить опубликования этой статьи в «Современнике». Но главный редактор журнала, Некрасов, остался непреклонен. В ответ Тургенев порвал с «Современником».

Писатель занимался общественной деятельностью, пытался содействовать объединению всех антикрепостнических сил в обществе, но его призыв, прозвучавший в программе «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», не был услышан.

В этом же году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этом произведении писатель показывает кризис жизненного уклада в канун реформы 1861 года, который обусловливал ее необходимость. Картины жизни русской деревни, нарисованные автором «Записок охотника», стали еще печальнее. Тургенев показал слабоволие Аркадия и его отца, поверхностность демократических увлечений, барские замашки и лень. В отличие от Аркадия, разночинец Евгений Базаров — сильная личность. Он отказывается следовать чьим-то авторитетным принципам. Это независимый, самостоятельно мыслящий человек. Базаров уверен, что для лечения нравственных болезней людей нужно исправить общество. Именно так рассуждали русские демократы-просветители 60-х годов. В резком отрицании Базаровым искусства выразились настроения, царившие тогда среди молодежи. Тургенев писал, что высказывания, подобные словам Базарова о Рафаэле и Пушкине, он слышал от реальных людей.

Но Базаров не отрицает того, что проверено опытом. Он готовит себя к тому, чтобы переделать много дел, хотя нам остается неясным, какие конкретно это дела. В настоящее время Евгений считает необходимым расчистить место для будущей деятельности. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит он. Базаров отрицает любой компромисс с ненавистным ему миром. Он приготовил себя к жизни, полной лишений, типичной для поколения разночинцев-демократов 60-х годов.

Тургенев показал нам не только силу Базарова, но и его слабость. Его крайний нигилизм вел к духовному одиночеству и неудовлетворенности жизнью. В конце романа Тургенев делает Базарова жертвой случайности, тот погибает. Герцен считал, что уцелей Базаров, он ушел бы в науку, которую любил и ценил. Салтыков-Щедрин утверждал, что такого человека ждала судьба революционера.

Роман «Отцы и дети» стал вершиной творчества писателя. Тургенев первым в русской литературе создал образ разночинца-революционера. В отличие от предыдущих романов, здесь показаны две среды, две исторические тенденции развития общества. В «Отцах и детях» Тургенев подчеркивает ведущую роль демократов-разночинцев в обществе. «Дети» из либеральных дворянских кругов перестали быть движущей силой общества. Многие идейные взгляды и противоречия показаны писателем через столкновение разных поколений русской интеллигенции. Создавая картину раскола общества, автор надеялся побудить его прогрессивные силы к сплочению ради демократических преобразований. Но он ошибся. «Отцы и дети» были восприняты неоднозначно: разразился громкий литературный скандал. В романе увидели злую сатиру на молодое поколение.

Разочарованный Тургенев уехал за границу. Он проводит последние двадцать лет своей жизни в Париже и Баден-Бадене. Мало пишет. В переписке Тургенева видно его недовольство половинчатостью предпринятых реформ и репрессиями против демократического движения. Он утверждается в мысли, что только через постепенные преобразования возможно реальное развитие общества. В 1867 году Тургенев пишет роман «Дым», который также был резко встречен критикой.

В 70-е годы Тургенев сочувственно встречает общественный подъем, связанный с попытками революционного выхода из кризиса. В это время он пишет ряд произведений, в которых воскрешает поэтику натуральной школы («Бригадир», «Несчастная», «Странная история», «Часы» и др.).

В начале 1877 года выходит роман «Новь», посвященный «хождению в народ», распространенному среди революционной молодежи. Он отразил стремление прогрессивной молодежи изменить и облегчить жизнь крестьян. Но эти благие намерения обречены на неудачу. Все прекрасные порывы разбивались о глухую стену непонимания, обусловленную темнотой и неразвитостью крестьян.

В 1879 году Тургенев приезжает в Россию, где его ожидает радушный прием. Прогрессивная общественность оценила благородство творческих целей автора «Отцов и детей».

Тургенев становится известен не только на родине. Его произведения переводятся на другие языки. Вместе с В. Гюго он руководит международным литературным конгрессом в Париже.

Весной 1882 года Тургенев заболел. Он умер 22 августа 1883 года близ Парижа. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5070