Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Толстой "Казаки": герои повести

  • Статья
  • Еще по теме

Действие повести «Казаки» (1863) начинается в московском ресторане Шевалье, где приятели-дворяне провожают Дмитрия Оленина, решившего «ехать на Кавказ и юнкером». Современные критики прекрасно уловили, к какой литературной традиции принадлежал этот герой повести «Казаки», из «светского общества» устремившийся на Кавказ. Однако правильно увидев в Оленине наследника Печориных и Онегиных, главных героев «Кавказского пленника» и «Цыган», критики-шестидесятники, пожалуй, не в полной мере оценили силу и оригинальность толстовской вариации этого традиционного образа. Кроме того, никто в литературе до Толстого не описал с таким пониманием «воинственное, красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребенскими казаками».

Тот факт, что гребенские казаки — противопоставляющие себя православию староверы, многое объясняет в коллизиях толстовского сюжета. Толстой показывает, что казаки, живущие по Тереку, — это особый мир. Но экзотический мир казачества отнюдь не вызывает у рассказчика и героев повести какого-то сусального восторга. Казаки, по мнению оленинского слуги Ванюши, «не русские какие-то», а рассказчик подчеркивает, что русский мужик для казака – это дикое, чуждое и презренное существо.

Олицетворением характерных черт тогдашнего казака в повести является постоянный собеседник Оленина дядя Брошка. Рассказчик говорит о нем: «Дядя Брошка был огромного роста казак». Однако далее об этом романтическом «богатыре» сообщается ряд реалистических подробностей: Дядя Брошка был заштатный и одинокий казак и т.д.

Необходимо напомнить читателю, что «стройная красавица Марьянка» вовсе не из семьи рядового казака и не такое уж «дитя природы» — она дочь «хорунжего и школьного учителя» (то есть казачьего офицера в ранге подпоручика и притом человека не без образования, способного быть педагогом для детей). Отец ее, говорящий о себе Оленину (всего лишь юнкеру): «Мы тоже имеем звание офицера», — предлагает ему общаться на равных как «благородные люди». Она, дочь хорунжего, и простой казак Лукашка в социальном плане — куда больший мезальянс, чем она и Оленин. Корни неприятия ею Оленина не столько в том, что она девушка «из народа», сколько в том, что она девушка из среды казаков-староверов, а Оленин — «мирской русский», не казак и иноверец, Лукашка же свой в том мире, частичку которого составляет и сама Марьяна, — казак, храбрец, «джигит» (умен он или глуп, иной вопрос). Притом видно, что мастная девушка будет безраздельно управлять им как мужем, что она прекрасно это чувствует и ей этого хочется — она смотрит на Лукашку сверху вниз, тогда как с Олениным у нес такое не получается.

Наконец (и это едва ли не главное!), и сам Оленин ведет себя в соответствии с логикой своего образа — подобно своим литературным «предшественникам» из различных произведений прозы и поэзии, он не способен принять четкое решение, даже определить, чего конкретно хочет. В итоге решение принимает Марьяна, быстро разобравшаяся и в своих чувствах и в Оленине: "топнула ногой и угрожающе подвинулась к нему". Деталь весьма характерная и для изображаемого мира и для понимания образа Марьяны — горячая, самоуверенная и храбрая казачка не убегает от «постылого», а угрожает ему нападением! Мир казаков отторгает чужака и немедленно о нем забывает.

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4445