Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Биография Толстого Льва Николаевича, художественный мир писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Факты жизни самого писателя, его духовные искания, его размышления нашли воплощение на страницах его книг. Мы же сначала попытаемся понять самого писателя, а лишь потом его произведения. Так кто же он, Лев Николаевич Толстой, писатель и философ, соединивший в своем творчестве два века русской литературы, XIX и XX, человек, к которому мировая слава пришла еще при жизни?

Родился он 28 августа 1828 года в Ясной Поляне и был четвертым сыном в семье графов Толстых. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда ему не было и двух лет, а в 1837 году скоропостижно скончался отец. Возможно, раннее сиротство заставит великого писателя в будущем задуматься о том поколении, к которому принадлежали его родители, и мучительно размышлять над тем, какими они были и что за наследство ему оставили. Самые теплые воспоминания оставила в памяти Толстого его тетушка Татьяна Михайловна Ёргольская, которая не только посвятила свою жизнь детям Толстых, но и, по словам великого писателя, научила его «духовному наслаждению любви».

Само происхождение, казалось, предопределяло весь жизненный путь будущего писателя: хорошее домашнее образование, университет. И действительно, Толстой, который к этому времени уже живет в семье другой своей опекунши, Пелагеи Ильиничны Юшковой, казанской губернаторши, в 1844 году поступает в Казанский университет. Он мечтает о дипломатической карьере и поступает сначала на восточный, а потом на юридический факультет. Но граф Толстой никогда не стал бы писателем Львом Николаевичем Толстым, если бы пошел по проторенной колее.

В 1847 году в его жизни случается важнейшее событие — он начинает вести дневник. Наверное, в чем-то это попытка разобраться в себе самом: «Что я такое?...» Впервые задумавшись над этим вопросом, он осознал: «Эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне», оставил университет и уехал в доставшуюся ему по наследству Ясную Поляну, уехал, чтобы всерьез заняться обустройством имения, но самое главное — самообразованием, самоанализом. Не последнюю роль в этом сыграл дневник. Возможно, Толстой и не предполагал, что дневник, который он взялся вести, — это всерьез и надолго. Однако к нему он будет обращаться всю жизнь. В течение 64 (!) лет на его страницах он будет отмечать события своей жизни, внешней и внутренней, рассказывать о нравственной, умственной работе, которая постоянно совершается в его душе. Читая страницы дневника, с трудом веришь, что многие из них написаны человеком преклонных лет: так свежи, неординарны и подчас спорны мысли его автора.

В дневнике было что фиксировать: жизнь Толстого богата событиями. В 1849 году он едет в Петербург, где держит экзамен на степень кандидата, но вскоре понимает, что в «этом роскошном и без всяких принципов, кроме подлости и лакейства, городе» даже в течение очень недолгого времени жить нельзя.

Наступивший 1850 год многое определит в жизни Толстого: начнется серьезная литературная работа, начнется с повестей, которые впоследствии станут трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность». И уже на страницах первых произведений будет высказана заветная мысль Л. Н. Толстого, мысль о громадных возможностях человека, рожденного для нравственного и духовного роста.

Казалось бы, дело жизни найдено, но Толстой опять круто повернет свою судьбу, стремясь придать ей более осмысленный и полезный характер. Как человек XIX века, как дворянин, он понимает: истинное назначение человека — служба, причем служба военная, а не гражданская, служба в армии, а не в гвардии. И вслед за братом, армейским офицером, в 1853 году он отправляется на Кавказ, но уже в следующем, 1854 году подает прошение о переводе его в действующую армию и получит назначение в осажденный Севастополь, и отныне его жизнь будет напрямую связана с четвертым бастионом, самым опасным местом в городе.

«Прелесть войны» отнюдь не очаровала Толстого, он видел ее суровые черты. Но не будь он участником Крымской кампании, не было бы не только изысканных в своей простоте и мужественности «Севастопольских рассказов», не было бы солдатских характеров и многих батальных сцен «Войны и мира». Толстой-писатель должен был многое пережить на собственном опыте. И именно там, в Севастополе, на страницах рассказов-очерков о его обороне будет определен герой будущих произведений, герой, которого автор раз и навсегда полюбил «всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда есть и будет прекрасен, — правда».

«Севастопольские рассказы» и трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» сделали имя Толстого известным. «Мы ждем вас с нетерпением страшным», — напишет ему из Петербурга соратник Н. А. Некрасова но журналу «Современник» И. И. Панаев. Толстого действительно ждут и возлагают на него определенные надежды. Да и сам писатель тоже всерьез задумывается об отставке и в 1855 году прибывает в Петербург. Однако сближения с писателями не получилось, и, наверное, по складу характера Толстого, по складу его личности и не могло получиться, ибо всегда, с самого начала своего пути он больше всего хотел быть сам по себе. Пребывание в Петербурге оказалось недолгим, как недолгим было и первое заграничное путешествие. Именно в путешествии Толстой задумывается о смысле жизни. Именно там приходит окончательное решение: жить в Ясной Поляне и открыть там школу для крестьянских детей.

Идея воплотится в жизнь довольно скоро, когда в 1859 году во время творческого кризиса он будет искать деятельности более практической, чем литература, более, как он считает, нужной и осмысленной. Отныне эти две деятельности — писательство и учительство, учительство в самом широком смысле слова — пойдут рядом.

Шестидесятые годы ознаменованы работой над «Войной и миром» и женитьбой. «Я женат и счастлив» — так может сказать писатель об этом периоде своей жизни. Его избранница Софья Андреевна Берс станет не только верной женой, но и настоящей помощницей. Постепенно она возьмет на себя переписку рукописей, ведение дома. И хотя последние годы жизни Толстого омрачены их духовным разрывом, первые строчки последнего письма жене — слови благодарности: «Благодарю тебя за честную многотрудную жизнь со мной...» Мы же должны быть благодарны Софье Андреевне и за сохранение толстовских рукописей, и за создание музея-заповедника «Ясная Поляна».

Выход в 1869 году в свет «Войны и мира» принес Толстому мировую известность. Это были годы, когда Толстой был счастлив и в творчестве, и в семейной жизни. Тем не менее, он задумывался о смысле жизни. Этот вопрос был вызван не только естественным для каждого страхом смерти. Мужественный человек, Толстой переборол в себе страх, но остался вопрос, острейший вопрос эпохи, когда «все переворотилось и только укладывается»: «Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делить?» От ответа на него зависело не только дальнейшее творчество — жизнь. В своих поисках ответа на эти мучительные «вопросы жизни», в поисках выхода Толстой в конечном счете остановится на вере. Эта вера поможет ему найти путь к народу, к грамотному русскому мужику, который станет его идеалом, но эта вера особая, вера, воплотившая в себе кричащие противоречия эпохи, вера, предвосхитившая многочисленные религиозные искания XX века. Так начинался новый путь Толстого, путь в новый век.

В 80-е годы Толстой принимает решение кардинальным образом изменить свое мировоззрение и в соответствии с этим повседневную жизнь: он отказывается от собственности, от авторских прав на свои сочинения, вышедшие после 1881 года, мечтает вести трудовую жизнь. Хотя Толстой по-прежнему много пишет, но отныне его художественные произведения потеснят сочинения публицистического и религиозно-философского характера. В них оформится новое учение — толстовство. Но Толстой на этом не остановится, он создаст «Соединение и перевод четырех Евангелий», напишет трактаты «В чем моя вера», «Что можно и что нельзя делать христианину», «Исследование догматического богословия» и многие другие, в которых оформится толстовское единое учение о жизни. Толстовство будет настолько расходиться с православной традицией, что писателя отлучат от церкви.

«Я отрекся от жизни нашего круга», — заявит Толстой в «Исповеди», но всю неполноту, иллюзорность такого отречения художник будет чувствовать постоянно. В 1884 году он предпринял попытку уйти, но вернулся с половины дороги. Вернулся и продолжил развивать свое учение, которое все настойчивее толкало к поискам себя настоящего и требовало отречения, но не только от собственности, а прежде всего от самого себя, требовало того, что не в состоянии сделать никакой, даже самый великий человек. Осознавая это, Толстой октябрьской ночью 1910 года уйдет из Ясной Поляны, а по существу, уйдет из старой жизни, как ему представляется, навстречу новой. Его путь лежит через Оптину Пустынь, в которой он, несмотря на свою вражду с официальной церковью, ощущает живой дух первохристианства. Но все, что случается с Толстым в дороге, поражает своей быстротечностью и как бы незапланированностью. Повидавшись со своей сестрой, монахиней Шамординского монастыря, расположенного рядом с Оптиной Пустынью, он садится в поезд на Ростов-на-Дону. Там ему становится плохо, и на станции Астапово смертельно больной Толстой вынужден сойти. Рано утром 7 ноября он умирает в домике начальника станции. Последние дни жизни и сама смерть потрясли весь мир: ушел из жизни великий писатель, философ, человек, который соединил своей жизнью две эпохи в культуре. 

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4339