Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Анализ романа "Анна Каренина" (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Художественный замысел романа

2. Своеобразие романа

1. Художественный замысел романа "Анна Каренина"

Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" отражает такие приметы и черты эпохи 70-х гг. XIX столетия как:

      изменившаяся общественная ситуация пореформенной поры в России;

      крах помещичьего землевладения;

      развитие буржуазных отношений;

      изменение характера духовных исканий передовых людей России;

      раскрытие проблемы семьи и брака, положения женщины в обществе.

Это осуществляется следующим образом:

      через трагедию главной героини - Анны Карениной;

      в чертах прочих персонажей - Каренина, Вронского, Левина.

Художественный замысел автора выражается через образ главной героини:

      это тип замужней женщины из высшего общества, которая потеряла себя и в водовороте жизни, и в тисках общества;

      обнаруживает некоторые свойства русской женщины данной эпохи: стремление к свободе, поиск любви, душевные силы, внешнее и внутреннее обаяние;

      портрет героини помогает выражению и раскрытию этих свойств и содержит в себе такие внешние и внутренние черты, как живость взгляда, улыбки, избыток чувств, страсти, легкость походки, энергичность и одновременно нежность движения, богатство натуры, интенсивность внутренней жизни, отзывчивость, чуткость, непосредственность в выражении чувств, широта интересов, образованность;

      передаче трагедии русской женщины способствуют показ семейной жизни героини, а также внешнего и внутреннего облика ее мужа — Каренина;

      нравственная сторона романа раскрывается в любви Анны к молодому красавцу Вронскому, описываются ее переживания, нравственные томления, которые усиливает непритворное понимание своего долга и обязанностей замужней женщины и материнские чувства и любовь к сыну;

      через трагическую любовь раскрывается богатство и глубина натуры главной героини, которая, презрев требования и условности среды и света, уходит к Вронскому;

      свет и героиня противопоставлены друг другу, и парадоксальность этого противопоставления заключается в том, что общество, имея тяжкие пороки, закаменев в разврате, обвиняет Анну в тех же грехах, а Анна, совершая, на первый взгляд, безнравственные поступки, обладает широтой и глубиной души и высокой внутренней нравственностью, и чувственное влечение сталкивается с внутренним благородством ее души;

      гибель героини показана с огромной художественной силой, а паровоз, под колесами которого погибает Анна, соотносится с ее мужем, пытавшимся долгое время подавить, "задавить" ее натуру, и становится символом общества, также давящего на человека и требующего от него лицемерия и соблюдения внешних форм приличия и законов, по которым оно существует.

Красной нитью через все творчество Толстого проходит тема духовных исканий героев. В романе "Анна Каренина" эта тема раскрывается:

      через описание нравственных и духовных поисков главной героини -Анны Карениной;

      жизненную историю и духовное становление другого героя - Константина Левина, в которое входит:

•        протест против лицемерия светской жизни, а также против буржуазных порядков, установившихся в стране;

•        правильное, человечное отношение к крестьянам, уважение народа;

•        любовь к труду;

•        поиск ответов на важнейшие философские и жизненные вопросы о жизни и смерти;

•        стремление к нравственному совершенствованию как единственному закону правильной жизни (ведущая идея творчества и мировоззрения Толстого).

2. Своеобразие романа "Анна Каренина"

Художественное своеобразие романа составляют:

      глубокий психологизм, анализ личностей, характеров героев и среды, в которой они существуют;

      мастерское создание любовной линии и подчинение ее главным идеям и художественному замыслу романа;

      связывание судеб центральных героев, что и определило следующие особенности романа:

•        многоплановость;

•        сложность и стройность композиции;

•        основа архитектоники романа на "внутренней связи", а не на фабуле и не на отношениях лиц;

      связывание единой авторской мыслью проблем романа и его сюжетных линий;

      своеобразие жанра, который определяется как монументальный роман-трагедия, что выражается через следующие особенности произведения:

•        драматизм духовных исканий героев;

•        трагизм некоторых судеб.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4335