Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Салтыков-Щедрин М.Е.

Творчество Салтыкова-Щедрина М.Е. (конспект лекции)

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

1. "История одного города"

2. Роман "Господа Головлевы"

3. "Сказки" Салтыкова-Щедрина

1. "История одного города"

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889) — один из видных писателей-сатириков русской литературы второй половины XIX в.

Книга "История одного города" (1868-1870) представляет собой рассказ о жизни жителей вымышленного города Глупова.

Произведение имеет следующие художественные особенности:

      написано в форме летописи — исторической хроники, которая отражает дела и историю города;

      хроника написана от лица "летописца", но также само произведение включает в себя пометки "издателя", нашедшего рукопись и решившего издать ее, а за обоими повествователями скрывается сам автор;

      рассказчики не являются образами-персонажами, а выступают как маски, которые использует автор для решения сатирических задач;

      отражается временной период с 1731 по 1826 г.;

      вычерчивается ряд реальных исторических персонажей — Бирона, Потемкина, Разумовского —через описание событий, происходящих в городе Глупове во времена правления этих деятелей, а также освещаются некоторые дворцовые перевороты XVIII в.;

      отражаются эпизоды и более древних периодов в развитии России, в частности призвание варягов, формирование централизованного государства в XV в., эпоха Ивана Грозного и Лжедмитрия;

      отражает события и черты современной автору эпохи, и это является его главным замыслом, выражение которого достигается следующими способами:

•        проецирование событий прошлого на настоящее, освещение событий современности через изображение событий далекого прошлого;

•        использование исторической сатиры в качестве удобной формы, но не цели повествования;

•        использование прошлого для введения в заблуждение цензуры;

•        демонстрация схожести и часто даже неизменности в прошлом и настоящем нравов, порядков и основ жизни, под которыми понимается самодержавие, бюрократизм и крепостное право, мешающие развитию страны;

      содержит в себе следующие приемы сатирического изображения:

•        гротеск в изображении глуповских начальников (фаршированная голова одного из градоначальников, которую потом съедает предводитель дворянства);

•        фантастические элементы в изображении внешности градоначальников (у некоторых из них ступни повернуты назад);

•        дублирование при создании портеров градоначальниц, суть которого заключается в их внешней одинаковости, схожести;

•        гиперболы (преувеличения) и шаржи в изображении личностей некоторых градоначальников и освещение этого в тексте выражениями типа "мрачный идиот", "деревянное лицо" и т. п.;

•        нелепость причин смерти многих градоначальников (были съедены клопами, собаками, умерли от обжорства и т. п.).

2. Роман "Господа Головлевы"

Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" (1875-1888) является вершиной русского реализма, так как отражает русскую действительность второй половины XIX в. через описание семьи, которая переживает кризис семейных отношений, вызванный общим кризисом общественной системы в России, и этот семейный кризис заключается в следующем:

      разрыв родственных связей, которые в прежние времена крепко связывали всех членов дворянской семьи;

      непрочность имущественно-хозяйственных отношений;

      разложение тех нравственных устоев, которые ранее объединяли людей из одной семьи;

      снижение важности и значимости почитания старших и заботы и воспитания младших поколений;

      ведущая роль собственнических притязаний в поведении и отношениях.

Роман "Господа Головлевы" имеет следующие художественные особенности:

      проблема разложения помещичьей семьи в дореформенный и особенно послереформенный периоды развития России показана через описание жизни трех поколений дворянской семьи Головлевых;

      особенностью композиции является использование мотива смерти, когда в конце каждой главы умирает кто-то из Головлевых;

      намечается предопределенность деградации семьи из-за бесконечного повторения и передачи из поколения в поколение опыта и качества отношений в семье, когда, например, родители, держа "в черном теле" своих родителей, демонстрируют своим детям неуважение к старшим и тем самым формируют у своих детей такое же неуважение в будущем к ним самим.

Жанровое своеобразие романа "Господа Головлевы" заключается в следующем:

      является романом-хроникой, включающим в себя семь самостоятельных глав, схожих по своему стилю с щедринскими очерками;

      единство достигается за счет единения сюжета и жесткой хронологии в повествовании, которая подчинена идее предопределенной деградации и смерти;

      является одновременно и семейным романом, так как раскрывает глубокий кризис дворянской семьи через развенчание идеи ее целостности и крепости;

      жанровые особенности подчиняют себе и обусловливают своеобразие следующих компонентов романа:

•        пейзажи, нарисованные преимущественно серыми, неяркими красками, исполненные мрачного колорита;

•        образы бытовых вещей;

•        портреты героев, подчеркивающие их судьбу и предопределенность к разложению и смерти;

•        язык, с помощью которого раскрывается следующее:

-        сущность характеров героев;

-        позиция самого автора, его ирония и сарказм.

3. "Сказки" Салтыкова-Щедрина

"Сказки" Салтыкова-Щедрина представляют собой особую грань таланта автора. В них присутствуют яркие сатирические образы, метко отражается русская действительность, используется богатая палитра красок и героев, фантастика и гротеск получают свое наивысшее воплощение и развитие. Произведениями, написанными Салтыковым-Щедриным в жанре сказки и ставшими синтезом предшествующих творческих поисков писателя, являются такие его сказки, как "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Пропала совесть", "Богатырь", "Коняга", "Дурак", "Медведь на воеводстве", "Премудрый пескарь", "Кисель", "Чижиково горе", "Орел-меценат" и др.

Сказки Салтыкова-Щедрина можно охарактеризовать следующим образом:

      сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" имеет следующие художественные особенности:

•        обозначает социальные симпатии писателя, которые, естественно, на стороне народа;

•        обличает тунеядство и праздность правящего сословия чиновников и дворянства, которые и становятся во многих сказках объектом сатиры автора;

•        основана на приемах фантастики, используемых автором для реализации своего художественного замысла, который заключается в обличении никчемности правящего класса и отражении силы, ума, ловкости и великих возможностей простого русского народа, который тем не менее имеет "рабскую" психологию и готов "веревку свить", которой бы господа могли привязать, чтобы ночью не убежал;

      сказка "Пропала совесть" имеет следующие художественные особенности:

•        обличает все крепостническое сословие, указывая на то, что их совесть потеряна, потому что не нужна им;

•        залогом хорошего будущего русского народа является воспитание совестливости с детства, что выражено в нахождении совестью маленького мальчика, внутри которого она начинает жить, сбежав от господ, и здесь автор использует приемы фантастики для выражения своего художественного замысла;

      сказка "Богатырь" имеет следующие художественные особенности:

•        продолжает разработку темы отечественного эпоса, начатую в "Истории одного города";

•        развенчивает предрассудки о величии, силе и доблести самодержавия через аллегорический образ Богатыря, который был побежден простым Ивашкой;

      сказка "Дурак" имеет следующие художественные особенности:

•        содержит в себе размышления о народной нравственности;

•        использует традиции русского фольклора в построении образа простого "русского дурака", лишенного "гнилых" качеств помещика, но обладающего состраданием и отзывчивостью к чужой беде, и именно эти качества выражают понятие автора о морали.

Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина заключается в следующем:

      основаны на комическом, на нарушении меры, несмотря на драматический колорит и трагический подтекст;

      ведущей формой комического выступает сарказм, обосновывающий преобладание в сказках соответствующей сатирической линии;

      используются такие формы смеха, которые способствуют переходу от горькой шутки и грустного юмора к иронии и сарказму;

      серьезность часто выступает насмешливо, а острота приобретает качество серьезности;

      часто используется комизм, казусы, алогизмы, функцией которых является отражение нелепости, глупости, хаоса и абсурда реального мира;

      широко используется юмор, с помощью которого автор выражает серьезность тех тем и вопросов, которые поднимает в своих сказках;

      человек сближается с животными, птицами и рыбами, которые наделяются всеми человеческими качествами, что имеет особое значение, так как на этой основе и возникает гротескное начало сказок Щедрина и тяготение его юмора к сатирическим формам.

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали влияние на сказочный жанр в творчестве Горького, сатирические миниатюры С. Михалкова, "Волшебные сказки" Москвина, "Обидные сказки" С Ананьина и др.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Салтыков-Щедрин М.Е. | Добавил: katerina510 (20.09.2018)
Просмотров: 194 | Теги: Салтыков-Щедрин, творчество Салтыкова-Щедрина