Творчество Салтыкова-Щедрина М.Е. (конспект лекции)
1. "История одного города" 2. Роман "Господа Головлевы" 3. "Сказки" Салтыкова-Щедрина 1. "История одного города"Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889) — один из видных писателей-сатириков русской литературы второй половины XIX в. Книга "История одного города" (1868-1870) представляет собой рассказ о жизни жителей вымышленного города Глупова. Произведение имеет следующие художественные особенности: ✓ написано в форме летописи — исторической хроники, которая отражает дела и историю города; ✓ хроника написана от лица "летописца", но также само произведение включает в себя пометки "издателя", нашедшего рукопись и решившего издать ее, а за обоими повествователями скрывается сам автор; ✓ рассказчики не являются образами-персонажами, а выступают как маски, которые использует автор для решения сатирических задач; ✓ отражается временной период с 1731 по 1826 г.; ✓ вычерчивается ряд реальных исторических персонажей — Бирона, Потемкина, Разумовского —через описание событий, происходящих в городе Глупове во времена правления этих деятелей, а также освещаются некоторые дворцовые перевороты XVIII в.; ✓ отражаются эпизоды и более древних периодов в развитии России, в частности призвание варягов, формирование централизованного государства в XV в., эпоха Ивана Грозного и Лжедмитрия; ✓ отражает события и черты современной автору эпохи, и это является его главным замыслом, выражение которого достигается следующими способами: • проецирование событий прошлого на настоящее, освещение событий современности через изображение событий далекого прошлого; • использование исторической сатиры в качестве удобной формы, но не цели повествования; • использование прошлого для введения в заблуждение цензуры; • демонстрация схожести и часто даже неизменности в прошлом и настоящем нравов, порядков и основ жизни, под которыми понимается самодержавие, бюрократизм и крепостное право, мешающие развитию страны; ✓ содержит в себе следующие приемы сатирического изображения: • гротеск в изображении глуповских начальников (фаршированная голова одного из градоначальников, которую потом съедает предводитель дворянства); • фантастические элементы в изображении внешности градоначальников (у некоторых из них ступни повернуты назад); • дублирование при создании портеров градоначальниц, суть которого заключается в их внешней одинаковости, схожести; • гиперболы (преувеличения) и шаржи в изображении личностей некоторых градоначальников и освещение этого в тексте выражениями типа "мрачный идиот", "деревянное лицо" и т. п.; • нелепость причин смерти многих градоначальников (были съедены клопами, собаками, умерли от обжорства и т. п.). 2. Роман "Господа Головлевы"Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" (1875-1888) является вершиной русского реализма, так как отражает русскую действительность второй половины XIX в. через описание семьи, которая переживает кризис семейных отношений, вызванный общим кризисом общественной системы в России, и этот семейный кризис заключается в следующем: ✓ разрыв родственных связей, которые в прежние времена крепко связывали всех членов дворянской семьи; ✓ непрочность имущественно-хозяйственных отношений; ✓ разложение тех нравственных устоев, которые ранее объединяли людей из одной семьи; ✓ снижение важности и значимости почитания старших и заботы и воспитания младших поколений; ✓ ведущая роль собственнических притязаний в поведении и отношениях. Роман "Господа Головлевы" имеет следующие художественные особенности: ✓ проблема разложения помещичьей семьи в дореформенный и особенно послереформенный периоды развития России показана через описание жизни трех поколений дворянской семьи Головлевых; ✓ особенностью композиции является использование мотива смерти, когда в конце каждой главы умирает кто-то из Головлевых; ✓ намечается предопределенность деградации семьи из-за бесконечного повторения и передачи из поколения в поколение опыта и качества отношений в семье, когда, например, родители, держа "в черном теле" своих родителей, демонстрируют своим детям неуважение к старшим и тем самым формируют у своих детей такое же неуважение в будущем к ним самим. Жанровое своеобразие романа "Господа Головлевы" заключается в следующем: ✓ является романом-хроникой, включающим в себя семь самостоятельных глав, схожих по своему стилю с щедринскими очерками; ✓ единство достигается за счет единения сюжета и жесткой хронологии в повествовании, которая подчинена идее предопределенной деградации и смерти; ✓ является одновременно и семейным романом, так как раскрывает глубокий кризис дворянской семьи через развенчание идеи ее целостности и крепости; ✓ жанровые особенности подчиняют себе и обусловливают своеобразие следующих компонентов романа: • пейзажи, нарисованные преимущественно серыми, неяркими красками, исполненные мрачного колорита; • образы бытовых вещей; • портреты героев, подчеркивающие их судьбу и предопределенность к разложению и смерти; • язык, с помощью которого раскрывается следующее: - сущность характеров героев; - позиция самого автора, его ирония и сарказм. 3. "Сказки" Салтыкова-Щедрина"Сказки" Салтыкова-Щедрина представляют собой особую грань таланта автора. В них присутствуют яркие сатирические образы, метко отражается русская действительность, используется богатая палитра красок и героев, фантастика и гротеск получают свое наивысшее воплощение и развитие. Произведениями, написанными Салтыковым-Щедриным в жанре сказки и ставшими синтезом предшествующих творческих поисков писателя, являются такие его сказки, как "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Пропала совесть", "Богатырь", "Коняга", "Дурак", "Медведь на воеводстве", "Премудрый пескарь", "Кисель", "Чижиково горе", "Орел-меценат" и др. Сказки Салтыкова-Щедрина можно охарактеризовать следующим образом: ✓ сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" имеет следующие художественные особенности: • обозначает социальные симпатии писателя, которые, естественно, на стороне народа; • обличает тунеядство и праздность правящего сословия чиновников и дворянства, которые и становятся во многих сказках объектом сатиры автора; • основана на приемах фантастики, используемых автором для реализации своего художественного замысла, который заключается в обличении никчемности правящего класса и отражении силы, ума, ловкости и великих возможностей простого русского народа, который тем не менее имеет "рабскую" психологию и готов "веревку свить", которой бы господа могли привязать, чтобы ночью не убежал; ✓ сказка "Пропала совесть" имеет следующие художественные особенности: • обличает все крепостническое сословие, указывая на то, что их совесть потеряна, потому что не нужна им; • залогом хорошего будущего русского народа является воспитание совестливости с детства, что выражено в нахождении совестью маленького мальчика, внутри которого она начинает жить, сбежав от господ, и здесь автор использует приемы фантастики для выражения своего художественного замысла; ✓ сказка "Богатырь" имеет следующие художественные особенности: • продолжает разработку темы отечественного эпоса, начатую в "Истории одного города"; • развенчивает предрассудки о величии, силе и доблести самодержавия через аллегорический образ Богатыря, который был побежден простым Ивашкой; ✓ сказка "Дурак" имеет следующие художественные особенности: • содержит в себе размышления о народной нравственности; • использует традиции русского фольклора в построении образа простого "русского дурака", лишенного "гнилых" качеств помещика, но обладающего состраданием и отзывчивостью к чужой беде, и именно эти качества выражают понятие автора о морали. Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина заключается в следующем: ✓ основаны на комическом, на нарушении меры, несмотря на драматический колорит и трагический подтекст; ✓ ведущей формой комического выступает сарказм, обосновывающий преобладание в сказках соответствующей сатирической линии; ✓ используются такие формы смеха, которые способствуют переходу от горькой шутки и грустного юмора к иронии и сарказму; ✓ серьезность часто выступает насмешливо, а острота приобретает качество серьезности; ✓ часто используется комизм, казусы, алогизмы, функцией которых является отражение нелепости, глупости, хаоса и абсурда реального мира; ✓ широко используется юмор, с помощью которого автор выражает серьезность тех тем и вопросов, которые поднимает в своих сказках; ✓ человек сближается с животными, птицами и рыбами, которые наделяются всеми человеческими качествами, что имеет особое значение, так как на этой основе и возникает гротескное начало сказок Щедрина и тяготение его юмора к сатирическим формам. Сказки Салтыкова-Щедрина оказали влияние на сказочный жанр в творчестве Горького, сатирические миниатюры С. Михалкова, "Волшебные сказки" Москвина, "Обидные сказки" С Ананьина и др. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6671
| |