Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Салтыков-Щедрин М.Е.

Юность Салтыкова-Щедрина. Годы обучения, круг общения

  • Статья
  • Еще по теме

В нашем сознании Царскосельский лицей связан с именем Пушкина — самого яркого явления из числа его блестящего первого выпуска. Но и потом в этом замечательном учебном заведении в разные годы учились многие известные люди, среди которых особое место занимает великий русский сатирик Салтыков-Щедрин. Именно там сформировалось и развилось его серьезное увлечение литературой, в те годы появились в его жизни те люди, общение с которыми во многом повлияло на становление его взглядов, тогда же определился и круг интересов. В Царскосельском лицее прошла юность Салтыкова-Щедрина.

Но не только в нем. Примечательно, что поначалу Михаил не хотел учиться в Лицее. Получив прекрасную подготовку домашними учителями в родовом имении Спас-Угол, он в 1836 году успешно сдал экзамены и сразу поступил в третий класс шестиклассного Московского Дворянского института, образованного из Московского университетского пансиона. Это было одно из старейших учебных заведений России, с давними традициями. Здесь в разное время учились такие выдающиеся люди, как Жуковский, Грибоедов, Баратынский, Вяземский, Лермонтов и многие другие. Учился Михаил хорошо. В классном журнале против его имени значилось: «Отличен в успехах и достоин в поведении». На торжественном акте 5 июня 1837 года Салтыков выступил с чтением стихотворения И. Дмитриева «Москва».

Учеба в Дворянском институте, задача которого, как говорил Щедрин, состояла в подготовке «питомцев славы», поначалу ему нравилась. Но через год был назначен новый инспектор, который, по словам Щедрина, «до тонкости изучил вопрос о роли, которую должна играть средняя часть тела в деле воспитания юношества». Проучившись в институте неполных два года, Щедрин оставил его. Юность Салтыкова-Щедрина далее отмечена тем, что он мечтал поступить в Московский университет, но, вопреки его намерению, в апреле 1838 года в числе двух лучших учеников был отправлен в Императорский Царскосельский лицей, где обучался в 1838-1844 годах.

Михаил ехал в Петербург без всякого желания, однако через непродолжительное время увлекся словесностью, которая традиционно преподавалась в Лицее на очень высоком уровне. В лицее Салтыков начал писать стихи и дебютировал в печати как поэт. Первое его стихотворение «Лира» было опубликовано в 1841 году в журнале «Библиотека для чтения» с посвящением Пушкину, а в 1844-1845 года еще восемь появились в «Современнике». Лицеисты считали его преемником Пушкина. По существовавшей в Лицее традиции, он даже удостоился своеобразного титула «продолжателя Пушкина». Безусловно, в этих ранних стихах сильно чувствуется влияние поэзии Александра Сергеевича, а также романтической лирики Лермонтова. Юношеские стихи Салтыкова поражают своей мрачной окраской. На них лежит печать вовсе не отроческой безрадостности и неудовлетворенности.

В «Лире» появляются «два мужа» с «русского Парнаса», примечательные тем, что

К ним звуки от неба слетели
 И приняли образ земной.

Установлено, что Салтыков имел в виду Державина и Пушкина. В стихотворении ясно выражена мысль о лире как единственном «утешении средь бурь и волнений земли»: лишь она способна облечь «в волшебные звуки» «мира безжизненный холод». Как все это непохоже на известные нам произведения писателя-сатирика! Но его горький взгляд и устремление к идеалу, столь характерные для творчества зрелого мастера, угадываются уже здесь.

Каков же круг общения молодого Щедрина? Помимо лицейских приятелей, это литературная среда, прежде всего круг поэта Михаила Николаевича Языкова, друга Пушкина. Именно в доме Языкова Салтыков-Щедрин познакомился с Белинским, влияние которого сыграло определяющую роль в его идейном развитии.

Другим человеком, влияние которого на молодого Салтыкова также было велико, стал Петрашевский, с которым будущий сатирик познакомился еще в Лицее. Хотя Петрашевский был на несколько курсов старше, они подружились и часто проводили время вместе, обсуждая журнальные новинки и мечтая о литературной деятельности. Среди книг, которые вызывали у них особый интерес, были зарубежные издания, излагавшие новейшие теории политэкономии и социалистические идеи Сен-Симона, Фурье и других утопистов. Чуть позже Салтыков стал активно участвовать в собраниях молодежи, составившей круг петрашевцев, — знаменитые «пятницы», на которых бывал и молодой писатель Федор Михайлович Достоевский, уже завоевавший себе место на литературном Олимпе романом «Бедные люди».

Но общение с Петрашевским не только помогло формированию идейных позиций Салтыкова-Щедрина, но и сыграло немалую роль в укреплении того иронического отношения к окружающему, которое пробудилось в будущем сатирике еще в Лицее.

Сам Петрашевский был человеком острым на язык, дерзким, задиристым. На своих «пятницах» именно он ввел в речевой обиход собраний тот издевательский по отношению к власти метафорический «эзопов» язык, в котором слова приобретали совершенно отличный от общепринятого смысл. Так, например, «действительный статский советник» употреблялось вместо слова «дурак», а Николай I именовался «богдыханом». Задача выставлять напоказ неправильные действия правительства и делать их тем самым смешным оказалась близка будущему писателю-сатирику.

Но вскоре это плодотворное общение, начавшееся с лицейских лет, завершилось. В начале 1847 года Салтыков порвал с петрашевцами: в кружке появилось много посторонних и случайных людей, с которыми у него не было общих интересов. Закончилась юность Салтыкова-Щедрина, а вместе с ней уходила в прошлое и лицейская дружба. Наступала пора вступления в самостоятельную взрослую жизнь, которая пробудила новые интересы, определила новый круг занятий. После окончания Лицея Салтыков поступил на службу в канцелярию военного ведомства, но главным его делом постепенно становилась литература и журналистика, которой он посвятил всю свою жизнь.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009

Понравился материал?
15
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13029