Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Салтыков-Щедрин М.Е.

Сказки Салтыкова-Щедрина: общая характеристика и анализ

  • Статья
  • Еще по теме

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина – уникальное явление в русской литературе. Создавая свое произведение, Салтыков-Щедрин опирался на опыт устного народного творчества, традиции русской и зарубежной сказки, но в результате сформировался совершенно новый, оригинальный жанр, в котором сочетались фантастика и злободневная политическая действительность.

Свои первые три сказки писатель создал в 1869 году, но интенсивная работа в этом жанре протекала с 1883 по 1886 годы; создано было за это время 28 сказок из общего числа 32. Среди прочих причин, побудивших Салтыкова-Щедрина обратиться всерьез к этому жанру, было желание донести свое слово непосредственно до народа, так как жанр сказки, ее образная система хорошо знакомы каждому русскому человеку с раннего детства.

Специфической особенностью сказок Салтыкова-Щедрина является то, что они содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя, в них отразилось идейно-тематическое богатство его сатиры, и они являются своеобразной, но органической частью творческого наследия художника.

В «Сказках» Салтыкова-Щедрина с удивительной полнотой и точностью отразилась русская жизнь, все общественные и социальные силы пореформенной России. В сказке «Богатырь» угадывается русское самодержавие, крепкое с виду, но прогнившее внутри; в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» читатель видит представителей власти; в сказках «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Либерал» писатель зло смеется над трусостью обывателей и либералов; новое социальное явление - кулак - показан в сказке «Праздный разговор»; автор иронизирует над помещиками и попами в «Деревенском пожаре», изображает обездоленное крестьянство в сказке «Коняга». И какая бы тема ни поднималась, в сказках Салтыкова-Щедрина превалирует всегда одна мысль - о принципиальном различии и непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров.

Со злой иронией писатель изображает мыслителей, мечтающих о возможностях бескровного решения проблемы социального неравенства. Таков Карась из сказки «Карась-идеалист». Он считает зло «заблуждением умов», «порождением горькой исторической случайности», он полагается на просвещение, прогресс, ему кажется, что и «щуки к голосу правды не глухи», он верит в «бескровное преуспевание». Острая насмешка над утопическими иллюзиями сочетается с почти открытой пропагандой социалистических идей, и образ Карася не так уж прост: при всей своей наивности он в своих убеждениях последователен и, более того, готов к самопожертвованию.

В «Сказках» ярко проявились художественные приемы сатирической типизации. Фантастика, гротеск, гипербола, аллегория являются основными. Широко используются образы животного мира. Выбор образов, конечно, не случаен: корреспонденции в газеты пишут зайцы, медведи ездят в командировки, о конституции рассуждают рыбы. При этом герои эти не условные, а полновластные художественные образы, полностью сохраняющие не столько облик, сколько свойства, повадки, которыми наделил народ именно этих животных.

Широко использует писатель метод противопоставления, позволяющий показать социальные контрасты: мужик - генералы, Иван Бедный - Иван Богатый; заяц - волк, Коняга - Пустоплясы.

Характерной особенностью многих сказок является идейная полемика персонажей. Содержание отдельных сказок – развернутый диалог с начала и до конца, почти без повествования. Например, упомянутая сказка «Карась-идеалист».

Символика - прием, не так уж часто используемый писателем, но смысловая и эмоциональная роль его огромна. В качестве примера можно привести пейзаж-символ в сказке «Коняга».

Широчайшим образом используется ирония. Это, пожалуй, излюбленный прием художника не только в сказках.

Не может быть сказки без юмора. В.Г. Белинский, оценивая юмор Гоголя как «спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время говорил, что в творчестве бывает и другой юмор - «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный». Именно таков юмор Салтыкова-Щедрина.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

 «Сказки» явились закономерным итогом творческого пути писателя во многих отношениях. К примеру, идейно-тематическое разнообразие этих произведений соответствует почти всему, о чем Щедрин писал прежде. Как в емких и ярких миниатюрах, в сказках показаны: и эксплуатация трудового народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и духовная примитивность хозяев-крепостников («Дикий помещик»), и напоминающие «помпадуров» правители всех разрядов и мастей («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), и продажные либералы («Либерал»), и трусливые обыватели («Премудрый пискарь», «Здравомыслящий заяц»), и многие другие тематические образы, как хорошо знакомые читателю по большим произведениям сатирика, так и абсолютно новые.

В художественном отношении «Сказки» Салтыкова-Щедрина также подытоживают и развивают опыт, наработанный писателем в его циклах и романах. Из всего разнообразия авторских средств и приемов обратим внимание хотя бы на то, что относится к жанровой специфике. Поражает многогранный синтез, воплощенный в художественной природе щедринских «сказок». В первую очередь, в их совокупности доведены до совершенства свойства цикла. В отдельных сказках ярко сказываются признаки гротесковых сюжетов (напоминающих «глуповские истории»). В других встречаются образцы психологических миниатюр и портретов.

Показательно и само обращение писателя к фольклорной форме. Тем самым он решал целый комплекс задач. Во-первых, сказочная форма давала больше возможностей провести сквозь цензурные запреты свои оппозиционные идеи. Во-вторых, автора заботила и доступность собственных мыслей; а народная сказка как раз и являлась той формой сатиры, которая была наиболее близка и понятна массовому читателю. Наконец, в такой форме находил свое воплощение и развитие уже выработанный ранее творческий прием: как и прежде, Щедрин использует образы традиционные, с готовым ассоциативно-смысловым фоном, и наполняет их новым, часто неожиданным содержанием. Только если ранее писатель обращался к образам Грибоедова, Гоголя, Тургенева и других авторов, то теперь он «наследует» типы и характеры прямо из фольклора как кладезя народной фантазии («волк», «заяц», «богатырь» и другие образы). Но эти хорошо знакомые, почти архетипичные образы Салтыков-Щедрин наполняет злободневным содержанием. Например, вся структура персонажей из животного мира становится отражением социальной табели о рангах: хищники представляют многоуровневый класс эксплуататоров, а другие животные — население угнетаемое, жертвенное. В то же время здесь показательны не только большие масштабы обобщений и типология персонажей. В нюансах взаимоотношений сказочных героев, как на «малой сцене», Щедрин мастерски представляет пестрые коллизии эпохи.

Уже современники Салтыкова-Щедрина очень высоко оценили его «Сказки». И в наше время большинство специалистов ставят этот цикл в ряд наиболее совершенных произведений писателя, наряду с «Историей одного города» и «Господами Головлевыми». У широкого читателя «Сказки» Салтыкова-Щедрина также находят заслуженное признание. Если по сказкам народным нам доступна душа архаичной Руси, то Салтыков-Щедрин рассказывает нам свои правдивые «сказки» о душевных терзаниях России полуторавековой давности.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:
Просмотров: 15394