Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Подробная биография Пушкина, творчество Пушкина по периодам

  • Статья
  • Еще по теме

Непродолжительная по времени, жизнь Пушкина (1799-1837) стала поистине огромной, если оценивать ее по тому творческому наследию, которое оставил нам человек, названный "солнцем русской поэзии", но ставший, по сути, основоположником новой русской литературы, первым из первых в ряду славных имён великих русских писателей, прославивших свою страну, свой народ, русскую литературу и культуру. Поэтому изучение биографии и творчества Пушкина связано с условным разделением их на ряд этапов, каждый из которых отличается неповторимыми, лишь ему присущими, особенностями этой великой жизни и развития поэтического пушкинского гения. Подчеркнём, что разделение это всё же весьма условно, потому что более цельной творческой личности, чем Пушкин, в русской культуре, наверное, не было.

Первый этап обычно объединяет два периода жизни Пушкина: детство и обучение в Царскосельском Лицее (1799-1817 гг.). Хорошо известно, что семейное воспитание, которое получил будущий поэт, было самым по тем временам обычным, известно, что родители его, люди достаточно своеобразные, по сути, так и не смогли стать для сына по-настоящему близкими людьми, не случайно же в лирике Пушкина такое значительное место занимает няня Арина Родионовна - и совсем нет упоминаний о матери...

Обучение в Лицее

Благодаря дяде, довольно известному поэту Василию Львовичу Пушкину, в 1811-м году Александр становится воспитанником Царскосельского Лицея, нового учебного заведения, в котором намечалось воспитывать будущую элиту нации. Пушкин стал одним из членов "лицейского братства", как называли себя лицеисты, а первый выпуск (30 человек), к которому он принадлежал, навсегда остался эталоном для последующих поколений. Не случайно "святая годовщина" Лицея -19-е октября - отмечалась поэтом всегда, есть несколько стихотворений поэта, которые имеют одно и то же название: "19 октября".

Обучение в Лицее было построено на основе достаточно несовершенной программы, но среди педагогов были профессора, оставившие огромный след в душах своих учеников, в частности, профессор Куницын. Кроме того, в Лицее был буквально культ поэзии, почти все воспитанники писали стихи, однако, несмотря на то, что из пушкинского выпуска вышли поэты Дельвиг и Кюхельбекер, ни у кого не было ни малейшего сомнения в том, что именно Александру Пушкину суждено стать первым лицейским поэтом. Как позже выяснилось, не только лицейским...

Большое значение в жизни Пушкина сыграла его дружба с Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом, сохраненная на всю жизнь. Кроме того, воспитанники Лицея поддерживали тесные отношения с офицерами гвардейских полков, которые в их глазах были подлинными героями Отечественной войны 1812-го года. Неизгладимое впечатление на Пушкина произвело знакомство с одним из самых оригинальных мыслителей России П. Я. Чаадаевым.

Из лицейских стихотворений Пушкина наиболее совершенным принято считать "Воспоминания в Царском Селе" (1814), прочитанные им на публичном экзамене в присутствии патриарха русской поэзии Г. Р. Державина и вызвавшие его восторг. В этом юношеском стихотворении видны удивительная поэтическая зрелость, совершенное владение словом, слышна неповторимая интонация поэта.

Пушкин в Петербурге

После окончания Лицея Пушкин получает назначение в Коллегию иностранных дел и переезжает в Петербург. Так начинается второй период его творчества (1817-1820-е гг.). Нельзя сказать, чтобы он был обременен службой, главным для него стало поэтическое творчество, которое было неразрывно связано с новыми знакомствами в кругах свободолюбиво настроенной молодёжи, с увлечением театром. Поэзия Пушкина этого периода вызывает большой интерес в читательских кругах, его стихотворения и поэмы привлекают к нему внимание своей необыкновенной лёгкостью, острой оценкой современности, искрящимся юмором и совершенным владением словом. Наибольший резонанс вызвали вольнолюбивые стихи Пушкина: ода "Вольность" (1817), "К Чаадаеву" ("Любви, надежды, тихой славы...", 1818), "Сказки. Noel" (1818). В них Пушкин со свойственной молодости горячностью обличает деспотизм правящей власти и призывает: "Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!".

Но прославила имя Пушкина в этот период поэма "Руслан и Людмила", законченная в 1820-м году, но начатая им еще в Лицее. После того, как В.А. Жуковский прослушал чтение автором этой поэмы, он подарил Пушкину свой портрет с короткой, но дорого стоящей надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя .. 1820 марта 26".

Поэма поразила читателей не только виртуозным стихотворным мастерством, но и удивительно лёгкой манерой письма, блестящим знанием сказок и современного быта, тонкой иронией, с которой ведёт повествование поэт-романтик, особое, доверительное отношение автора к читателю, не мешающее ему, впрочем, подсмеиваться над тем же читателем - да и над собой тоже... Сказочный мир, созданный автором в поэме, становится для читателя узнаваемым, потому что "Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой" увидены его, читателя, современником, а значит, и им самим тоже.

"Южная ссылка"

Поэма Пушкина вышла в свет тогда, когда автора ее уже не было в Петербурге: он был отправлен в так называемую "южную ссылку" (1820-1824), и эта ссылка стала для него счастливым случаем... По мнению Александра I, молодой поэт "наводнил всю Россию возмутительными стихами", поэтому его следовало отправить едва ли не в Соловецкий монастырь, и только вмешательство влиятельных ценителей творчества Пушкина (в их числе был и знаменитый историк Н. М. Карамзин) спасло поэта от "холода"...

В мае 1820-го года он отправляется на юг, в Екатеринослав, где находилась канцелярия генерала Инзова, к которой он был прикомандирован, но... знакомится в Киеве с одним из героев войны 1812-го года генералом Раевским, семья которого, проезжая через Екатеринослав, пригласила Пушкина совершить вместе с ними путешествие на Кавказ и в Крым. Поэт принял приглашение, и это путешествие стало в высшей степени благодатным периодом его творчества, о котором он помнил всю жизнь.

Оказавшись в Кишиневе, Пушкин столкнулся со многими декабристами, членами Южного общества, а его поездки в Каменку, Киев, Измаил, последующая жизнь в Одессе показали ему, что идеи декабристов разделяли очень многие порядочные люди, с которыми он был знаком. Все это во многом определило и мировоззрение самого поэта, что нашло выражение в его творчестве: южную ссылку справедливо считают расцветом романтизма в творчестве Пушкина, причем это воплотилось не только в лирических стихотворениях ("Погасло дневное светило...", "Редеет облаков летучая гряда...", "Песнь о вещем Олеге", "Узник", "Свободы сеятель пустынный...", "К морю" и другие), но и в "южных поэмах" - "Кавказский пленник" (1820-1821), "Братья разбойники" (1821-1822), "Бахчисарайский фонтан" (1821-1823), "Цыганы" (1824).

Последнюю из поэм, начатую на юге и законченную уже в Михайловском, принято считать самым значительным в идейном и художественном плане произведением в цикле южных поэм. В ней Пушкин раскрывает очень популярную в мировой литературе тему "естественного человека", появление которой связано с идеями философа Жан-Жака Руссо: его Алеко, уставший от жизни "в городе" (по сути - среди пороков "цивилизации") приходит к цыганам, надеясь обрести здесь желанные свободу и душевный покой - но не выдерживает испытания подлинной свободой... Приговор, который выносит ему отец Земфиры, суров, но справедлив и точен: "Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли...".

В период южной ссылки Пушкин также начал работу над наиболее совершенным своим произведением - романом в стихах "Евгений Онегин" (1823).

Ссылка в Михайловское

Следующий период творчества Пушкина - это ссылка в Михайловское (1824-1826-й гг.). Переезд поэта в Псковскую глушь был вынужденным: его отношения с генерал-губернатором Одессы (где он находился на службе с 1823-го года) графом М. С. Воронцовым сложились так, что для поэта отъезд в Михайловское "под надзор" отца оказался самым благоприятным выходом из ситуации, когда красавица Елизавета Воронцова, жена губернатора, оказывала явные знаки внимания ничтожному чиновнику и великому поэту...

Оказавшись в Михайловском, Пушкин впервые по-настоящему понял, что же представляет собой российская глубинка, русская деревня. Общепризнанно, что именно в Михайловском Пушкин приобрел новый для него взгляд на действительность, по-новому понял свой народ, его богатейший фольклор ("Что за прелесть эти сказки!"), по-новому ощутил прелесть русской природы, обратил свой взгляд к российской истории. Последнее нашло выражение в создании трагедии "Борис Годунов" (1825), произведении, ставшем этапным не только для творчества Пушкина, а и для всей русской литературы: впервые об истории России писали с такой глубиной, впервые не отдельные исторические личности выступили как ведущая сила развития исторического процесса, а народ. Это стало крупнейшим художественным достижением Пушкина, определившим понимание движущих сил истории в русской литературе, ведь не случайно же трагедия заканчивается великой ремаркой "Народ безмолвствует", которая и дает ответ на вопрос о вершителе истории, потому что каждая историческая личность, правители народа, по Пушкину, велики не какими-то внешними признаками величия, "А мнением; да, мнением народным". Эти краеугольные для понимания историософской концепции Пушкина слова в трагедии произносит... Пушкин! Да, Пушкин, один из далеких предков поэта, род которого был одним из самых древних в России...

Кроме трагедии, поэт активно работает над романом "Евгений Онегин", создает ряд удивительных стихотворений, относящихся к философской и любовной лирике: "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" (1825 г., шедевр пейзажной и философской лирики), "Сцена из Фауста" (1825), "Пророк" (1826), "Няне" (1826), "И. И. Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный...", 1826). Последнее стихотворение - отклик на посещение Пушкина лицейским другом, одним из видных декабристов, взгляды которых поэт разделял и судьбам которых сочувствовал, в чем открыто признавался самому Николаю I: на вопрос царя о том, что бы он сделал, окажись он 14-го декабря в Петербурге, поэт, "не запинаясь" (это слова самого Николая I...) ответил, что "был бы в рядах мятежников". Не случайно среди рисунков Пушкина периода восстания есть один, на котором изображена виселица с пятью повешенными, а рядом с ней надпись: "И я бы мог...".

"Снова в Петербурге"

Период после возвращения поэта из ссылки в Михайловское условно называют "Снова в Петербурге" (1826-1830-е гг.) Сначала Пушкин, человек искренний и порывистый, увидел в новом царе то, что ему хотелось увидеть: надежду на лучшее будущее России. Поэтому он абсолютно искренен, когда пишет в стихотворении "Друзьям" (1828): "Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю". Тем более что заканчивается это стихотворение глубочайшей мыслью, обращенной, вероятно, непосредственно к царю: "Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу…".

Однако действительность не оправдала надежд поэта, и он, далеко не случайно, обращается в своем творчестве к образу Петра I, в котором, как мы знаем, многие русские поэты видели образец служения интересам России. Так появляется поэма "Полтава" (1828), в которой противостоят друг другу образы царя-героя и гетмана-изменника, причем каждый из них выписан именно в этом ключе, образы эти почти лишены психологизма, герои предстают как государственные деятели по преимуществу. Крупнейшей творческой удачей поэта можно считать образ Марии, который "имел большое значение не только для русской поэзии...".

В этот период лирическое дарование поэта заблистало новыми гранями. Пушкин проявил себя как верный друг, который не отрекается от друзей тогда, когда они оказываются в опале и когда признание в симпатии к ним далеко не безопасно, о чем недвусмысленно свидетельствуют стихотворения "Во глубине сибирских руд..." (1827), переданное в Сибирь декабристам, и "Арион" (1827), в котором есть такие строки: "Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою...". Кроме этих стихотворений, созданы и такие лирические шедевры, как "Зимняя дорога" (1826), "Талисман" (1827), "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), "Анчар" (1828), "На холмах Грузии лежит ночная мгла…" (1829), "Зимнее утро" (1829), "Я вас любил, любовь еще, быть может..." (1829), "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829)... Это была по-прежнему пушкинская лирика, но теперь поэт достиг высочайшего уровня философского обобщения, в его стихотворениях стала доминировать подлинная мудрость, которая выражалась в по-прежнему совершенных строках.

"Болдинская осень"

Следующий период творчества Пушкина "возник" случайно, но, как известно, в судьбе гениев случайностей не бывает. Болдинская осень 1830-го года - это уникальное для мировой литературы явление, это подлинный всплеск гения Пушкина, вызванный к жизни стечением обстоятельств...

Получив в мае 1830-го года согласие родителей красавицы Натали Гончаровой на брак, Пушкин, который всю жизнь мечтал о своем "доме" (которого у него не было в детстве ) с воодушевлением принялся "хлопотать" о скорейшем свершении обряда. Однако имущественное положение родителей невесты было таким, что поэт вынужден был искать деньги на... приданое, которое семья Гончаровых дать не могла, но без которого нельзя было венчаться... Так он оказался в маленьком именин Болдино в Нижегородской губернии, где его и застало известие о том, что на Россию "свалилась" эпидемия холеры, в виду чего, до окончания карантина, попасть в Москву не было никакой возможности... Тут совпало все: душевный подъем, вы званный предстоящим радостным событием и досада на задержку, осень, любимое время года поэта, и уединение, столь располагающее к творчеству... Единственное, что оставалось Пушкину, - это творить: только так он мог противостоять обстоятельствам, изменить которые был не в силах.

О том, какое место заняла "Болдинская осень" в творчестве Пушкина, лучше всего может сказать... простое перечисление произведений, созданных поэтом за эти три месяца: практически завершён роман "Евгений Онегин", созданы цикл "Маленькие трагедии", "Повести Белкина", поэма "Домик в Коломне", "Сказка о попе и работнике его Балде", стихотворения "Моя родословная", "Цыганы", ряд эпиграмм.

"Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы" - эти "Опыты драматических изучений" (так эти произведения названы в рукописях Пушкина) человеческой души, причём для Пушкина "людей неинтересных в мире нет", здесь и светлый гений Моцарта, и разъеденные завистью и жадностью души Сальери и "скупого рыцаря"...

"Повести Белкина" не были первым обращением Пушкина к прозе, но эти небольшие по объёму произведения для него необычны тем, что, в отличие от исторического романа (остался незаконченным) "Арап Петра Великого", в них рассказаны истории людей современных, в них чувства, которыми живут герои, особым образом проходят "проверку реальностью", собственно и определяющую подлинность и глубину этих героев. Повести "Метель", "Гробовщик", "Барышня-крестьянка", "Выстрел" представляют собой и "вариации на темы" современной литературы, и игру, в ходе которой обыгрываются обстоятельства, приводящие в конечном итоге к переосмыслению многих, ранее вроде бы незыблемых, точек зрения на жизнь и людей.

Несравненно глубже и значительнее по нравственному пафосу и вкладу в развитие русской литературы повесть "Станционный смотритель", в ней Пушкин впервые в рамках реалистического творчества создаёт образ "маленького человека", ставший затем одним из наиболее актуальных образов русской классической литературы. Переосмысливая евангельскую притчу о блудном сыне, поэт рисует трагическую историю "сущего мученика четырнадцатого класса" Самсона Вырина, который лишился дочери Дуни, увезённой гусаром Минским, лишился единственной своей радости в жизни, лишился смысла самой жизни. Отец, от которого "откупаются" деньгами, не может смириться со своей потерей, и дочь, вернувшаяся все-таки к отцу, застаёт только его могилу...

Последние годы жизни и творчества

... Эпидемия холеры закончилась, закончилась Болдинская осень, и поэт возвращается в Москву, где 18-го февраля 1831-го года состоялось венчание: "Я женат и счастлив"... Семья переезжает в Петербург, и начинается период, который получил название последних лет жизни и творчества поэта (1831-1837 гг.). Этот период был очень тяжёлым, поскольку Пушкину приходилось исключительно много трудиться для того, чтобы должным образом содержать быстро увеличивающуюся семью - у Пушкиных было четверо детей. Приходилось (чтобы иметь возможность работать в архивах) соглашаться на унизительное для его возраста и масштаба его личности положение камер-юнкера, приходилось постоянно торговаться, стараясь подороже продать написанное, приходилось терпеть пренебрежительное отношение света к "мужу госпожи Пушкиной" (в конце концов - не стерпел...), приходилось читать язвительные журнальные статьи, авторы которых с нескрываемой радостью сообщали о кончине Пушкина как "стихотворца"... Такой была внешняя сторона жизни поэта, но его творческие достижения в последний период оказались настолько значительными, что можно говорить о расцвете реализма в творчестве Пушкина в 30-е годы.

Прежде всего, нужно отметить, что в тридцатые годы в творчестве Пушкина очень большое место занимает проза: он создаёт роман "Дубровский" (1838), повесть "Пиковая дама" (осень 1833), роман "Капитанская дочка" (1833-1836-й гг.), в которых и история России, и ее современность осмыслены исторически, то есть автор понимает своих героев и, соответственно, изображает их как персонажей, которые принадлежат в первую очередь времени, их сформировавшему, особым образом выражая его. И даже история, внешне восходящая к мистике ("Пиковая дама"), предельно реалистична: власть денег, разъедающая душу человека, отвечает природе той жизни, которая породила стремление к ней небогатого военного инженера Германна, потерявшего в конце концов человеческий облик из-за стремления к наживе.

В 1833-м году Пушкиным была написана поэма "Медный всадник", которая по-новому раскрывает понимание поэтом роли в истории и личности Петра Великого, бывшего, как известно, в свое время для него образцом монарха и государственного деятеля. В поэме же "горделивый истукан" (памятник Петру) безжалостно преследует "маленького человека", потерявшего свое счастье и в конце концов погибающего - и неважно, что все это происходит только в больном воображении потерявшего рассудок Евгения...

В последний период творчества лирика Пушкина всё больше тяготеет к философскому раздумью о себе и мире, во многих лирических произведениях поэт пытается осмыслить свой жизненный путь, своё поэтической предназначение, понять, что же есть истинные любовь, дружба, что значит быть по-настоящему свободным. Из стихотворений поэта последних лет его жизни можно выделить следующие: "Поэту" (1830), "Клеветникам России" (1831), "Осень (Отрывок)" (1833), "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..." (1834), "...Вновь я посетил..." (1836), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836) - так получилось, что это последнее стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина.

История дуэли и гибели поэта сейчас достаточно полно исследована, и нет сомнений в том, что Николай I несёт ответственность за то, что так трагически рано "закатилось солнце русской поэзии": начиная с нелепого, унизительного камер-юнкерства и заканчивая его собственным, компрометирующим поэта, отношением к замужней женщине, матери четырёх детей Наталье Николаевне Пушкиной. Правда, современники утверждали, что госпожа Пушкина с нескрываемым удовольствием поддерживала отношения с мужем своей сестры, красавцем Жоржем Дантесом, но... Не нам судить женщину, муж которой сделал все для того, чтобы защитить ее честь и честь своей семьи.

В те январские дни, когда смертельно раненный Пушкин умирал в своей петербургской квартире, Россия осознала, что величайший из ее поэтов - Пушкин... И утрата его, утрата невосполнимая, означала, что отныне он сам и его творчество навечно принадлежат России и русскому народу.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
66
Рассказать друзьям:
Просмотров: 22638