Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Лирика Пушкина (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Тематика лирики А.С. Пушкина
2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
3. Тема дружбы
4. Любовная лирика
5. Тема поэта и поэзии
6. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"

1. Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

      свободы;

      дружбы;

      любви;

      поэта и поэзии;

      природы;

      философские и др.

2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

      "К Чаадаеву" (1818), имеющее следующие особенности:

•        написано в жанре дружеского послания;

•        наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;

•        развивается гражданская тема;

•        присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;

      "Деревня" (1819), которое имеет следующие особенности:

•        направлено против крепостного права и "барства дикого";

•        противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

•        описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:

-        труд как непременное условие жизни в деревне;

-        точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;

-        динамика в изображении явлений;

      ''Узник" (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:

•        отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

•        использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

•        усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. - центральной антитезы плен — свобода;

      "Анчар" (1828), имеющее следующие особенности:

•        использование дерева как символа смерти и зла;

•        осуждение рабства, деспотизма;

•        утверждение свободы человеческой личности.

3. Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место - она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

      "Чаадаеву" (1821), имеющее следующие особенности:

•        ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания "К Чаадаеву" (1818);

•        развивает мотив одиночества;

•        дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;

      "19 октября" (1825), имеющее следующие особенности:

•        написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

•        использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

•        развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

      стихи, посвященные Ивану Пущину.

4. Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

      "Я помню чудное мгновенье..." (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:

•        рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

•        раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

•        имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

      "Не пой, красавица, при мне..." (1828), имеющее следующие особенности:

•        необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

•        жанр стихотворения — элегия - воспоминание;

      "Я Вас любил..." (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:

•        раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

•        выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

•        описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

•        имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

•        используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

•        кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

5. Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

      "Пророк" (1826), имеющее следующие особенности:

•        отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

•        имеет мотивы декабристской поэзии;

•        проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

•        включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

      "Поэт" (1827), которое:

•        перекликается с "Пророком";

•        предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

•        описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

•        указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

•        носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

      "Поэт и толпа" (1828), имеющее следующие особенности:

•        раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой "черни";

•        обличается невежество светской "черни" — толпы;

•        используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

•        дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

-        недопустимость дидактики и морализаторства;

-        воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

-        свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

6. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"

Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:

      продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;

      испытывает сильное влияние стихотворения "Памятник" Г. Державина, и это выражается в следующем:

•        сходство названия стихотворения;

•        использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;

•        определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;

•        композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:

-        шестистопный ямб;

-        разделенность на пять строф;

-        ритм александрийского стиха;

-        цезура;

      отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:

•        соединение образа идеального памятника с реальными чертами;

•        простота языка в некоторых строфах;

•        сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля ("сущий", "всяк", "дикой") и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл ("друг степей калмык", "ныне дикой тунгус" и др.);

•        своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;

•        богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:

-        эпитеты ("главой непокорной");

-        олицетворения ("Веленью Божию, о Муза, будь послушна");

-        метонимия ("Что чувства добрые я лирой пробуждал...");

-        синекдоха ("И гордый внук славян...");

      имеет своеобразную композиционную структуру:

•        информативную часть (1 — 16 строки);

•        манифестирующую часть (17—20 строки);

•        развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;

      в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:

•        срастается с жанром "поэтического размышления", имеющим ярко выраженные публицистические черты;

•        отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
69
Рассказать друзьям:
Просмотров: 37246