Лирика Пушкина (конспект лекции)
1. Тематика лирики А.С. Пушкина 1. Тематика лирики А.С. ПушкинаА.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы: ✓ свободы; ✓ дружбы; ✓ любви; ✓ поэта и поэзии; ✓ природы; ✓ философские и др. 2. Вольнолюбивые мотивы лирики ПушкинаВольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта: ✓ "К Чаадаеву" (1818), имеющее следующие особенности: • написано в жанре дружеского послания; • наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные; • развивается гражданская тема; • присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души; ✓ "Деревня" (1819), которое имеет следующие особенности: • направлено против крепостного права и "барства дикого"; • противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян; • описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей: - труд как непременное условие жизни в деревне; - точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму; - динамика в изображении явлений; ✓ ''Узник" (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом: • отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении; • использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении; • усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. - центральной антитезы плен — свобода; ✓ "Анчар" (1828), имеющее следующие особенности: • использование дерева как символа смерти и зла; • осуждение рабства, деспотизма; • утверждение свободы человеческой личности. 3. Тема дружбыТема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место - она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта: ✓ "Чаадаеву" (1821), имеющее следующие особенности: • ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания "К Чаадаеву" (1818); • развивает мотив одиночества; • дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога; ✓ "19 октября" (1825), имеющее следующие особенности: • написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения; • использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.); • развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе; ✓ стихи, посвященные Ивану Пущину. 4. Любовная лирикаЛюбовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения: ✓ "Я помню чудное мгновенье..." (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности: • рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему; • раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения; • имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя; ✓ "Не пой, красавица, при мне..." (1828), имеющее следующие особенности: • необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа; • жанр стихотворения — элегия - воспоминание; ✓ "Я Вас любил..." (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности: • раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков; • выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви; • описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта; • имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии; • используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения; • кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен. 5. Тема поэта и поэзииТема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта: ✓ "Пророк" (1826), имеющее следующие особенности: • отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора; • имеет мотивы декабристской поэзии; • проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка); • включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании; ✓ "Поэт" (1827), которое: • перекликается с "Пророком"; • предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.; • описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще; • указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры; • носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов; ✓ "Поэт и толпа" (1828), имеющее следующие особенности: • раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой "черни"; • обличается невежество светской "черни" — толпы; • используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения; • дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем: - недопустимость дидактики и морализаторства; - воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения; - свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы. 6. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом: ✓ продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин; ✓ испытывает сильное влияние стихотворения "Памятник" Г. Державина, и это выражается в следующем: • сходство названия стихотворения; • использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина; • определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества; • композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство: - шестистопный ямб; - разделенность на пять строф; - ритм александрийского стиха; - цезура; ✓ отличается от державинского стихотворения следующими особенностями: • соединение образа идеального памятника с реальными чертами; • простота языка в некоторых строфах; • сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля ("сущий", "всяк", "дикой") и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл ("друг степей калмык", "ныне дикой тунгус" и др.); • своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст; • богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся: - эпитеты ("главой непокорной"); - олицетворения ("Веленью Божию, о Муза, будь послушна"); - метонимия ("Что чувства добрые я лирой пробуждал..."); - синекдоха ("И гордый внук славян..."); ✓ имеет своеобразную композиционную структуру: • информативную часть (1 — 16 строки); • манифестирующую часть (17—20 строки); • развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей; ✓ в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем: • срастается с жанром "поэтического размышления", имеющим ярко выраженные публицистические черты; • отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 37826
| |