Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ стихотворения Пушкина "Осень" (для школьников)

  • Статья
  • Еще по теме

Стихотворение «Осень» создавалось в октябре 1833 года, в Болдине, куда Пушкин отправился на месяц после своей поездки по местам восстания Пугачёва, во время которой он собирал материал для романа «Капитанская дочка». Стихотворение написано октавами (восьмистишиями), и ему предпослан жанровый подзаголовок «отрывок», подчёркивающий характер его содержания. Заканчивается оно резко, словно обрывается первой фразой в двенадцатой октаве. Стихотворный размер «Осени» — шестистопный ямб, придающий описанию простор благодаря большому объёму строки. Середина каждой строки отмечена обязательным ударением в третьей стопе:

Октябрь уж наступил — уж роща отряжает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает... —

что образует паузу и как бы разделяет строку на две равные части, придавая стихотворению медитативный, философский характер.

Стихотворение Пушкина «Осень» получило жанровое определение «отрывок» потому, что основу для авторских описаний и размышлений составляет природный цикл — год: оно начинается описанием осени и завершается обращением автора к «осеннему» состоянию своего духа, творческому вдохновению. В первых четырёх строфах Пушкин выражает своё отношение к разным временам года и порядок следования сезонов располагает так: осень — весна, зима — лето. Поэт не выстраивает времена года в их естественной последовательности, а показывает отношение лирического героя к ним: зима хороша, но слишком долго длится; лето досаждает своим зноем; весну поэт не любит, потому что она будоражит чувства и смущает ум и душу; любимое время года поэта — осень.

Основная философская тема стихотворения — соотношение циклов жизни в природе и человеческой жизни. Через разное отношение к ним Пушкин показывает, в чём они совпадают и в чём расходятся. Возвращаясь к разговору о любимой осени, поэт именно в закате природы и жизни человека находит общее, сближая увядание природы и грустный уход из жизни больной девушки. Приближение смерти, печаль наполняют стихотворение тончайшими оттенками чувства и духовностью, благодаря этому настроению появляются совершенные стихи седьмой строфы:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Восьмая строфа начинается признанием:

И с каждой осенью я расцветаю вновь, —

в котором мы видим, что жизнь человека не совпадает с умиранием природы. Однако в этом обычном замечании есть и глубокая философская мысль о рождении в смерти, то есть о бесконечном возрождении жизни. Именно поэтому последние три строфы посвящены теме творчества: человек наделён бессмертным духом и благодаря дару творить выделяется из равнодушной смены природных циклов. Пушкин блестяще показывает, как рождается в поэте вдохновение:

Я забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем...

Эти строки совпадают по значению с вынесенной в эпиграф строкой из стихотворения Державина: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?»

Финал стихотворения развивает главную идею «Пророка». Вспомним, поэт наделён пророческим даром, но он не может приступить к творчеству без Божьего воззвания. В «Осени» поэт готов к творчеству: «пробуждается поэзия», «душа стесняется лирическим волненьем», «мысли волнуются», бегут «лёгкие рифмы», «минута — и стихи свободно потекут». Пушкин сравнивает готовность к поэтическому творчеству с отплытием корабля в плавание. Однако плавание без направления и цели бессмысленно, так же как творчество без вдохновлённой и осознанной задачи. Поэтому стихотворный отрывок «Осень» заканчивается так неожиданно и резко.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3157