Анализ стихотворения "К морю" Пушкина
Летом 1824 года место ссылки Пушкина было изменено: ему было предписано переехать в родовое имение Михайловское под надзор местного начальства. 1 августа 1824 года Пушкин покидает Одессу и отправляется на север, где ему предстояло прожить в затворничестве два года. В связи с этими обстоятельствами и появляется стихотворение «К морю». Таким образом, южный период творчества Пушкина словно обрамляется двумя «морскими» стихотворениями: он открывается элегией «Погасло дневное светило…» в мае 1820 года и завершается поэтическим прощанием «К морю» летом 1824 года. По содержанию стихотворения видно, что поэт прощается со «свободной и гордой стихией» моря накануне отъезда. В стихотворении передаются чувства и мысли человека, покидающего так много значившее для него место, где он провёл четыре года. Бескрайние просторы, своенравие и мощь стихии вызывали романтическое настроение у Пушкина, проявившееся в его поэзии. В стихотворении образ моря, его неукротимость и величие, связывается с судьбами двух великих людей времён пушкинской юности — Байрона и Наполеона. Годы южной ссылки для Пушкина были временем выбора жизненного и творческого пути. Так, поэт хотел уехать из России, бежать, отдаться неведомой бурной жизни или, говоря об этом строками стихотворения, «и по хребтам твоим направить / Мой поэтический побег…». Но Пушкин остался. Интересно заметить, что если стихотворение «Погасло дневное светило…» в начале ссылки он пишет на корабле, среди волн, то «К морю» он обращается, стоя на берегу. Поэтому период южной ссылки в жизни и творчестве Пушкина можно назвать периодом «обретения берега». Однако, расставшись с морем, Пушкин сохранил в душе память о нём навсегда, что предсказывал он в стихотворении: В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. В стихотворении три главные темы: море, судьба, жизнь. Стихия моря неукротима, море представлено как невообразимо огромное, беспокойное живое существо и как глухая бездна, бескрайняя пустыня волн. Судьба человека изменчива, но зависит она не от того, где человек живёт, а от его жизненного выбора — именно это означают слова «судьба людей повсюду та же». Жизнь — это непрерывный путь человека. Он показан в стихотворении как связь прошлого, настоящего и будущего. Например, о прошлом лирический герой говорит: Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный… Настоящее показано в момент прощания: В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые… Тема будущего возникает в заключительных строфах стихотворения. Ритм стихотворения подражает мерному рокоту волн, их неустанному накатыванию на берег. Созданию этого эффекта способствует размер стихотворения — четырёхстопный ямб и чередование строк с разным количеством слогов. Стихотворение написано строфами из четырёх строк, но в трёх случаях автор создаёт пятистрочные строфы. В них соединяются три способа рифмовки: перекрёстная рифма, парная и кольцевая: Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, — И стая тонет кораблей. Такие строфы играют композиционную роль: они разделяют три части стихотворения: прошлое, настоящее, будущее. Пушкин мастерски передаёт звучание моря, применяя приём звукописи: аллитерацию на звук «ш» для передачи звука морской волны и ассонанс на гласный звук «у» для передачи лирического чувства. Смена интонаций стихотворения от обращения к восклицанию и риторическому вопросу, переход к описанию и размышлению показывают сложность и многообразие переживаний человека в решительный час его судьбы. И эти переживания уподобляются непостижимой жизни моря. Источник: Москвин Г.В. Литература: 7 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2015 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3903
| |