Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Общие статьи

Русская литература 1 половины 19 века: периоды и их подробная характеристика

  • Статья
  • Еще по теме
  • Книги

В развитии русской литературы первой половины XIX века выделяют четыре периода, или этапа: первый занимает примерно 15 лет с начала века до середины 10-х годов; второй - с середины 10-х годов по 1825 год включительно; третий - со второй половины 20-х годов до начала 40-х и последний, четвертый, занимает большую часть 40-х годов и первую половину 50-х.

Первый период

Начало века было ознаменовано двумя событиями: французской буржуазной революцией 1789 - 1794 годов и восшествием на престол в 1801 году Александра I. Катаклизмы в Европе побудили нового императора искать меры для смягчения атмосферы недовольства внутри страны, и он находит их: множатся низшие и средние учебные заведения, открываются университеты в Харькове, Казани, Дерпте, Вильне, появляются лицеи в Царском селе и Ярославле; разрешаются частные типографии, ввоз книг из-за границы, ослабляется цензурный устав и т.д. Проводятся некоторые реформы в области государственного управления. Царь приблизил к себе талантливого разночинца М.М. Сперанского, и тот разработал целую программу буржуазно-либеральных реформ. Все это Пушкин определил потом как «дней Александровых прекрасное начало».

События эти не могли не вызвать оживления русской общественной мысли. Появляется ряд произведений и социально-экономического плана, и просто публицистических, где рассматривается крестьянский вопрос. Среди них выделяются работы В.В. Попугаева и И.П. Пнина. Большой популярностью пользуются идеи Адама Смита.

Происходит бурный рост русского национального самосознания, причина которому - война с Францией 1795 - 1807 годов и, особенно, победа в Отечественной войне 1812 года. Это находит отражение в произведениях художников и музыкантов: О.А. Кипренский пишет картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805), Д.И. Иванов - «Марфу Посадницу» (1809), И.П. Мартос создает памятник Минину и Пожарскому (1804 -1818), композитор С.А. Дегтярев пишет патриотическую ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1813), К.А. Кавос - оперу «Иван Сусанин» (1815).

Тема защиты родины поднимается и в литературе. Звучит она, однако, по-разному: у одних писателей идея русской национальной свободы связывается с идеей общеевропейской национально-освободительной борьбы, для других борьба с Наполеоном - это прежде всего борьба с идеями, с «крамольным» духом французской революции.

По-разному представлялся вопрос о национальной самобытности: нужно ли творческое освоение культуры народов Европы; или необходима национальная замкнутость во имя сохранения православно-монархических устоев существующего строя?

Многие произведения были непосредственными откликами на военные события: «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского, «К Дашкову» К.Н. Батюшкова, «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица» И.А. Крылова, «Воспоминания о Царском селе» молодого А.С. Пушкина и другие. Одной из особенностей начала века стало возникновение целого ряда литературных объединений: «Дружеское литературное общество» в 1801 году, «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в 1803 году, «Беседа любителей русского слова» в 1811 году. Для первых двух характерны устремления передовые; сторонники «высокого» классицизма были устремлены в прошлое.

В 1815 году в Петербурге возник литературный кружок, относившийся к «Беседе» иронически-пародийно. Назвали они себя «Арзамасским обществом безвестных людей». В основной состав его входили сторонники карамзинской реформы русского литературного языка и нового, едва возникшего литературного направления - романтизма. В «Арзамасе» состоял и молодой Александр Пушкин, официально вошедший в его члены после окончания лицея в 1817 году.

В Москве наиболее значительным литературным объединением было «Общество любителей российской словесности», возникшее при Московском университете в 1811 году.

Бурно развивалась и журналистика. За первое десятилетие XIX века вышло 77 новых изданий. Наибольшую популярность приобрел журнал «Вестник Европы», начавший выходить в 1802 году. Первые два года его издателем был Карамзин. Задачей журнала было знакомство русского читателя с «главными европейскими новостями в литературе и в политике». Печатались и статьи, посвященные отечественной истории, а также новейшие сочинения русских писателей.

Вторым по популярности был «Русский вестник» (1808 - 1820). Его редактор С.И. Глинка боролся с галломанией, печатал рассказы о талантах простых русских людей, что привлекало демократического читателя.

К середине 10-х годов выделяется журнал «Сын Отечества», основанный во время Отечественной войны 1812 года. Редактируемый Н.И. Гречем, он стал наиболее прогрессивным журналом.

Ведущая роль в литературе начала века принадлежит В.А. Жуковскому и К.Н. Батюшкову. Они не только развивали традиции Карамзина, но и были родоначальниками русского романтизма. В драматургии главной фигурой был В.А. Озеров, на классицизм которого заметно повлияли и сентиментализм, и все громче заявлявший о себе романтизм. В этот же период начинает проявлять себя гений Пушкина.

Второй период

Второй период в развитии русской литературы первой половины XIX века начинается после завершения Отечественной войны 1812 — 1814 годов, вызвавший заметную общественную активность. Правительство же во главе с Александром I старалось всячески ее пресекать. В 1817 году было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения», которое и должно было этим заниматься.

В 1816 году возникает тайное общество «Союз спасения». Оно положило начало декабристскому движению, целью которого были отмена крепостного права и замена самодержавия если не республикой, то хотя бы конституционной монархией.

Активнее стала проявлять себя прогрессивная журналистика, особенно выделились «Дух журналов» (1815 - 1820) и «Сын Отечества» (1812 - 1852). С деятельностью тайных обществ были связаны журнал «Невский зритель» (1820 - 1821) и альманах «Полярная звезда» (1823 - 1825).

В 1818 году распадается литературный кружок «Арзамас», и в том же году возникает новый - «Зеленая лампа», в котором принимал участие Пушкин.

Оживление общественной жизни нашло свое выражение в области науки, искусства, литературы. Особенный интерес вызывала история. В 1818 году вышли первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, последний - двенадцатый - том был издан в 1829 году, уже после смерти автора. Историко-литературные статьи печатает А. Бестужев, лекции по истории литературы читает Жуковский, появляется «Рассуждение о славянских языках» (1820) - капитальный труд А.Х. Востокова.

Печатается ряд исследований по экономическим проблемам - Н.С. Мордвинова, Н.И. Тургенева и других.

После пожара 1812 года усиленно отстраивалась Москва. В архитектуре продолжал господствовать классицизм, и в облике общественных, да и жилых зданий особенно проявляется русский ампир. Выделились архитекторы Жилярди, Григорьев, Бове. В театре, живописи, музыке романтизм все активнее теснит классицизм.

Наиболее всего общественный подъем отразился в литературе. Из двух течений романтизма - «пассивного» и «активного», раньше существующих параллельно, теперь ведущая роль принадлежит «активному». Именно это направление было ближе всего к идеологии декабристского движения. Первыми, наиболее значительными явлениями в литературе этого направления были лирика, «Руслан и Людмила» и южные поэмы Пушкина. Громко заявили о себе поэты-декабристы Раевский, Кюхельбекер, Бестужев и другие. Наиболее талантливым из этой плеяды поэтов был К.Ф. Рылеев. Под влиянием Пушкина складывается творчество Вяземского, Дельвига, Языкова, Баратынского, Веневитинова.

На рубеже второго и третьего периодов возникают первые произведения, которые уже можно отнести к критическому реализму: «Горе от ума» Грибоедова, первые главы «Евгения Онегина», «Борис Годунов» и другие.

Идет процесс демократизации литературы, что отражается не только в языке, но и в приближении к народной трактовке проблем, порожденных временем.

Третий период

Новый, третий этап в развитии русской литературы первой половины века определялся прежде всего той обстановкой в стране, которая сложилась после разгрома декабристов. В дворянском обществе возникло резкое расслоение. Прогрессивные круги были в смятении и растерянности. Герцен писал: «Первые годы, последовавшие за 1825-м, были ужасны... Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние... Не было почти ни одной аристократической семьи, которая не имела бы близких родственников в числе сосланных, и почти ни одна не осмелилась надеть траур или высказать свою скорбь».

Среди трех общественных сил, сложившихся после восстания, главной и мощнейшей было самодержавие, опиравшееся не только на придворные верхи, но и на консервативное большинство дворянства. Второй силой было передовое дворянство, но после разгрома оно обладало минимальными возможностями. Третьей, самой слабой, был народ, закрепощенное крестьянство. Однако - и это знали представители и первой и второй общественных сил - именно народ определил исход французской буржуазной революции. И для передовых общественных кругов основным полем деятельности стала борьба за освобождение народа.

Царь Николай понимал роль общественного мнения и пытался расположить его в свою пользу: кого-то отстранил от власти, например, Аракчеева, кого-то отдал под суд, но в то же время была создана система полицейского надзора, был принят новый «чугунный» цензурный устав, безжалостно подавлялись крестьянские бунты.

Пушкину позволено было вернуться из ссылки, и царь долго беседовал с ним, надеясь сделать из него придворного поэта или хотя бы убедить не видеть в нем врага.

Значение творчества Пушкина во вторую половину 20-х годов было огромно уже потому, что он был единственным, кто сохранил в своей поэзии прежний дух былой вольности. Рылеев казнен. Остальные поэты-декабристы были либо на каторге, либо в солдатских казармах. По существу, перестал писать Грибоедов, вскоре он был убит в Персии. Почти все остальные поэты былого пушкинского окружения отошли от гражданской тематики.

В 1830 году начинает выходить «Литературная газета», в ее создании активное участие принимает Пушкин, который стремится своими поэтическими призывами побудить Николая хотя бы к некоторым реформам.

Июльская революция во Франции 1830 года, польское восстание 1830 - 1831 годов сыграли свою роль в пробуждении общественного сознания. На этот раз в центре освободительного движения оказался Московский университет. В нем возникло несколько студенческих кружков, среди которых особенно выделялись кружок философского характера Н.В. Станкевича и революционный кружок А.И. Герцена - Н.И. Огарева. В них все большее участие принимают разночинцы. Репрессии не заставили себя ждать: в 1832 году исключен из университета В.Г. Белинский, в 1834 разгромлен кружок Герцена - Огарева.

Происходят изменения на литературной арене, где появляется Гоголь, в первой половине 30-х годов заявляет о себе Лермонтов, в 1835 году становится известен народный поэт-песенник Кольцов.

Как и в прошлые периоды, сыграла свою роль в литературном процессе журналистика. «Московский телеграф» (1825 - 1834) всячески поддерживал романтическое направление и отводил на своих страницах много места литературной критике. Поддерживал романтизм и «Московский вестник», но его пассивная ветвь «Вестник Европы», стал ярым противником и романтизма вообще, и конкретно творчества Пушкина. В 1831 году стал выходить журнал «Телескоп», он пропагандировал идею национальной самобытности и был достаточно консервативным, однако направление его изменилось с приходом в редакцию Белинского.

В 1836 году удалось получить разрешение на издание журнала «Современник», и он стал самым значительным журналом всего периода. В нем печатались Гоголь, Кольцов, Тютчев и другие. После смерти Пушкина журнал стал терять свое значение, и с 1839 года выдвинулся журнал «Отечественные записки», редактором критического отдела которого был Белинский.

Главным результатом развития русской литературы конца 20-х - начала 40-х годов стала победа реализма Пушкина, Гоголя, Лермонтова над всеми ветвями романтизма, еще не утратившего своего влияния в этот период.

Четвертый период

Последний, четвертый период развития русской литературы первой половины XIX века охватывает 40-е и первую половину 50-х годов. Это время все более прогрессирующего развития капитализма и, как следствие, нарастания внутренних противоречий.

В общественном движении заметную роль играет деятельность Герцена и Огарева. Растет слой разночинной интеллигенции: вырос спрос на умственный труд, потребовались врачи, учителя, журналисты, специалисты в промышленности и сельском хозяйстве. Среди них были и те, кто сочувственно относился к бедственному положению народа; идейным вдохновителем их стал В.Г. Белинский.

В Петербурге создается группа М.В. Буташевича-Петрашевского, в нее вошли молодой Достоевский, Салтыков-Щедрин, Плещеев и многие другие литераторы; петрашевцы были страстными противниками самодержавно-крепостнического строя.

Французская революция 1848 года не могла не отразиться на общественной жизни России: последовали жесточайшие репрессии, сослан был Салтыков-Щедрин, в журналистике наступили годы «цензурного террора». В то же время наука, искусство, литература продолжают бурно развиваться.

Ряд научных открытий в области химии делают Н.Н. Зимин и А.А. Воскресенский. В области математики успешно работает создатель «неэвклидовой» геометрии Н.И. Лобачевский. Монументальную, в 29 томах «Историю России с древнейших времен» издает С.М. Соловьев. А.И. Герцен издает за рубежом книгу «О развитии революционных идей в России», в которой поднимает и историко-литературные проблемы. В работах В.Г. Белинского закладываются основы материалистической эстетики.

Идейные и теоретические искания были отличительным качеством эпохи. Происходит в определенной степени слияние литературы с общественным движением. Оно нашло отражение прежде всего в журналистике.

Наиболее популярным журналом с 1847 года становится «Современник», издаваемый Некрасовым и Панаевым. Именно он был главным пропагандистом реализма, или, как его называли в 40-е годы, натуральной школы. Начала она формироваться в первой половине 40-х годов: вышли в свет первые повести Тургенева, его поэма «Параша» и одноактные пьесы, очерки и рассказы Некрасова, Даля, Панаева, ранняя лирика Огарева и др.

Вторая половина 40-х годов - это расцвет натуральной школы: выходят повести Григоровича «Деревня» и «Антон Горемыка», Тургенев создает первые рассказы «Записок охотника», Герцен - роман «Кто виноват?», Гончаров - «Обыкновенную историю», Достоевский - повести «Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи» и т.д.

Взгляды, однако, у названных авторов были совсем несхожими: Белинского называют революционным демократом, Герцена – дворянским революционером, Достоевского просто демократом, Тургенева - либералом с «демократическим уклоном». Вместе с тем они преследовали одну цель, и поэтому авторские позиции по главным поднимаемым ими проблемам были схожими. Русская жизнь изображалась писателями натуральной школы очень широко: поместное дворянство, различные слои чиновничества, купечество, разночинная интеллигенция, жизнь деревни и городской бедноты - все нашло отражение в произведениях писателей натуральной школы. Наиболее заметным героем стал демократ-разночинец, стремящийся найти свое место в этом мире и отстаивающий свое право на общественное уважение. Крепостническая усадьба была одним из главных предметов изображения, а взаимоотношения помещика и крестьянина - предметом углубленного рассмотрения («Записки охотника» Тургенева, «Кто виноват?» Герцена, «Родина» и другие стихотворения Некрасова и т.д.). Многие произведения «натуральной школы» разрабатывали образ русской женщины и особенно - женщины-крестьянки.

Общественное неравенство было одной из главных тем. Писатели не только старались вызвать сочувствие к униженным и бедным людям, но и, обращаясь к ним, старались пробудить в них чувство человеческого достоинства и стремление к изменению условий своего существования.

Господствующим, хотя и не единственным жанром в литературе 40-х - начала 50-х годов была проза. Даже Некрасов в эту пору написал немало очерков, рассказов, повестей и даже несколько романов. Особую популярность приобрел так называемый «физиологический» очерк. Сюжет в таком очерке не играл особой роли, главное, чтобы человек был представлен как элемент и продукт определенной социальной среды и дан в окружении этой среды с характерными для нее деталями и подробностями. Просуществовал «физиологический очерк» до 50-х годов, к этому времени критический реализм настолько окреп, что основными его жанрами становятся повесть и роман.

Поставив перед собой цель литературного исследования и анализа социальной структуры современного общества натуральная школа раздвинула пределы предмета искусства и обогатило эстетику реализма.

Литература первой половины XIX века стала целой эпохой в развитии отечественной словесности. В своих лучших произведениях она выразила передовые идеи своего времени, в ярких образах отразила существенные явления сложной и противоречивой действительности, утверждала положительные идеалы.

Идейно-художественные искания, достижения и открытия писателей этих лет стали надежным фундаментом для последующего развития русской литературы.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Общие статьи | Добавил: katerina510 (23.01.2019)
Просмотров: 118 | Теги: Литература 19 века, литература 1 половины 19 века