Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Общие статьи

Развитие русской литературы в 19 веке

  • Статья
  • Еще по теме
  • Книги

XIX век — время расцвета русской классической литературы, в котором с наибольшей полнотой проявилось ее национальное своеобразие и в котором ее общечеловеческое значение было признано всем светом. Главная проблема в начале XIX века — образование единого литературного языка. Различные литературные стили были еще неразрывно связаны с определенными жанрами. В литературе господствовало жанровое мышление. Проблема единого литературного языка была остро поставлена в начале XIX века Н. М. Карамзиным и А. С. Шишковым.

Н. М. Карамзин полагал, что русский литературный язык нужно организовать по образцу языка французского, ориентируясь на ясный и логически точный строй французского языка, т. е. сделать русский язык таким же гибким, ясным и точным в выражении самых тонких эмоций и мыслей, как и язык французский. В основу литературного языка он предлагал положить разговорный язык образованного общества, освобожденный от крайностей — устаревших церковно-славянских слов и просторечной лексики. Критерием гармонической сочетаемости слов должен служить вкус начитанного и просвещенного человека.

А. С. Шишков считал, что в основу национального литературного языка должны быть положены «правила», т. е. законы самого языка, а не индивидуальный вкус, что русский язык образован двумя мощными языковыми пластами — церковно-славянской лексикой и народным просторечием.

Победила точка зрения Карамзина, хотя впоследствии суждения Шишкова были учтены при разработке реформы. В русском обществе как раз в начале XIX века происходил мощный процесс личностного самосознания. Но литература, и в частности язык, не были приспособлены к тому, чтобы выражать личные переживания в их психологической точности и тонкости. В. А. Жуковский и К.Н. Батюшков направили свои усилия на передачу богатств внутреннего мира человека, преобразуя язык, оживляя в нем эмоциональные ореолы слов, заметно повышая психологизм лирики. Они преобразуют лирические и лироэпические жанры (элегию, послание, балладу), стремясь выразить глубину переживаний, гуманность чувств, нравственную чистоту мечтаний и побуждений. Разочарованные в нравственном состоянии общества, они противополагают ему высокую личную этическую позицию, причем эмоциональность возникает вследствие субъективного восприятия, что является одним из признаков романтизма, провозвестниками которого были оба поэта.

В русской литературе были писатели, прошедшие мимо романтизма. Среди них выделяются своими дарованиями И. А. Крылов и А. С. Грибоедов. Первый дал нам национальную басню, прояснил и обобщил нравственные принципы, исторически сложившиеся в народном опыте. Второй дал образец высокой комедии.

А. С. Пушкин завершил всю предыдущую деятельность русских авторов и явился творцом единого национального литературного языка, дав его непревзойденные образцы во всех жанрах литературы. Пушкин преодолел жанровое мышление и обратился к свободным формам поэтического и прозаического письма, но не отбросил жанры как ненужные и устаревшие формы. Он всегда опирался на «память жанра» и преобразовывал как бы спящее в нем собственное содержание. Пушкин положил в основу литературного языка предметное, объективное значение слова, вскрыл глубокие эмоциональные ореолы, имевшие как общенациональное, так и индивидуальное значение. Открытый Пушкиным принцип художественного историзма был тесно связан с принципом народности пушкинского творчества, потому что в его героях, таких как Татьяна, Петр Гринев, воплотились исторически сложившиеся лучшие нравственно ценные качества национального характера. С особенной силой они проявились в лирическом герое пушкинской лирики, в благородстве, простоте, артистическом изяществе его душевных движений. Следуя историзму, Пушкин запечатлел в слове неповторимые художественные картины из жизни разных стран и эпох. Это определило всемирную отзывчивость Пушкина и всемирную отзывчивость всей русской литературы XIX века. Национальный характер стал частью мировой истории человечества.

Психология души становится полем художественного исследования М. Ю. Лермонтова. Внимание к психологии души свойственно и Н. В. Гоголю, но в совершенно ином ракурсе и с иных точек зрения. Русский человек и Россия в целом мыслились Гоголем как великие в своих возможностях, но искаженные и увядшие в действительности.

Пушкин, Лермонтов и Гоголь означили последующее развитие русской литературы, в котором критика общественных условий сочеталась с пронзительными размышлениями о нравственных положительных началах. Для русских писателей прекрасное в жизни и в литературе было неотделимо от простоты и этического совершенства.

Трагический разлад между высокой культурой образованных слоев общества и культурой народа волновал И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. П. Чехова.

Русская литература XIX века обогатила мировую культуру новым пониманием человека, она дала новые формы словесного искусства и неизмеримо повысила уровень нравственных притязаний человечества, открыто и во всеуслышание сказав о безграничности бытия и духовных возможностях людей.

Источник: Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс. - М.: Просвещение, 2010

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Общие статьи | Добавил: katerina510 (14.01.2019)
Просмотров: 158 | Теги: Литература 19 века