Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Общие статьи

Литературные направления первой половины 19 века (конспект лекции)

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

1. Угасание сентиментализма
2. Развитие неоклассицизма
3. Романтизм в русской литературе
4. Реализм в русской литературе

1. Угасание сентиментализма

Возникновение сентиментализма относится к середине XVIII в., и к началу XIX в. он переживает свой расцвет, а затем и угасание, оказав при этом существенное влияние на развитие русской литературы в XIX в. Можно выделить следующие особенности развития сентиментализма в русской литературе в первые десятилетия XIX в.:

      раскрытие особенностей личной интимной жизни человека;

      культ чувств, сердечности и трогательной чувствительности;

      противопоставление природы и ее чистоты порокам общества;

      ориентация на изображение "обычной" средней личности, имеющей свое достоинство и стремление к ее раскрепощению;

      демократизация прозы;

      приобретение сюжетами мелодраматического характера, вытеснение социальной мотивации судьбы героя;

      снижение общественного пафоса произведений;

      переживание кризиса такими жанрами, как сентиментальная повесть, жанр путешествий, сентиментальная драматургия, лирика;

      развитие жанра эпитафии, наиболее часто предстающего в форме "стихотворного надгробия", и в этом жанре нашли отражение такие черты сентиментализма, как сентиментальные настроения и чувственная грусть;

      разрушение устоев и основ сентиментализма в творчестве Карамзина, который в конце XVIII в. способствовал развитию этого жанра в русской литературе, и это разрушение выразилось следующим образом:

•        использование идеи классицизма в поздней исторической повести "Марфа-Посадница" (1803);

•        усиление историзма изображения в данной повести;

•        рассмотрение в повести "Рыцарь нашего времени" психологии ребенка и связь ее развития с влиянием общества, что предвещало психологическую прозу Толстого и Достоевского.

2. Развитие неоклассицизма

Неоклассицизм возник в русской литературе из недр классицизма, который в начале XIX в. также претерпевает изменения. Развитие неоклассицизма в указанный период имело следующие особенности:

      утрата своих прежних прогрессивных черт, среди которых можно выделить следующие:

•        культ человеческого разума;

•        просветительский пафос;

•        высокая гражданственность;

      подражание старым образцам классицизма;

      испытывание влияния сентиментализма.

Наиболее видными представителями неоклассииизма можно назвать следующих авторов:

      трагик В.А. Озеров, творчество которого явило собой целую эпоху в русской литературе, и его трагедии имели следующие особенности:

•        злободневное общественное содержание;

•        отклики на современную действительность;

•        яркое патриотическое звучание;

•        изящество формы и выразительность речевых характеристик;

•        жизненность характеров;

•        родственность стихотворных монологов героев элегиям;

•        связь мотивов, тем и образов с сентиментализмом;

      Н.И. Гнедич, поэтическое творчество которого имело следующие особенности:

•        протест против рабства и различных форм угнетения;

•        развитие темы высокого назначения человека, связанного с жизнью общества;

•        обращение в переводах к античным авторам и усиление гуманистического начала и гражданственности в их произведениях;

•        романтизация классицизма через придание ему новизны и сближение с прогрессивными литературными направлениями романтизма и реализма;

      К. Батюшков, поэтическое творчество которого имело следующие особенности:

•        увлечение античной литературой;

•        связь классицизма поэзии Батюшкова с неоклассицизмом трагедий Озерова и поэзии Гнедича;

•        воспевание пиров, молодости, земных радостей и удовольствий;

•        отход в мир возвышенной мечты с целью отстранения от реальности и ее пугающих явлений;

•        прославление в некоторых стихах, написанных по подобию античных, языческой красоты;

•        создание малых лирических форм;

•        запечатление привлекательных, приятных сторон будничной действительности;

•        возникновение патриотических мотивов и передача гражданских чувств в лирике в годы Отечественной войны 1812 г.;

•        влияние на поэзию Пушкина, в которой отразился жизнерадостный и светлый тон произведений Батюшкова.

3. Романтизм в русской литературе

Романтизм как литературное направление получил свое развитие в начале XIX в. Можно выделить следующие предпосылки его развития:

      общественный подъем в России в начале 20-х гг. и движение декабристов;

      формирование новых общественных и этических представлений;

      кризис принципов классицизма;

      постепенная утрата людьми исторического оптимизма и осознание яркого и глубокого противоречия между мечтой и действительностью;

      протест против привычных форм и ритмов существования;

      повышенный интерес к другой жизни, другим мирам, к отечественной истории и фольклору.

Характерные черты романтизма:

      действие, соединенное с "витийством" и "разговорчивостью";

      резкость, прямота и безаппеляционность суждений;

      слияние "игривого" и "серьезного" отношения к жизни;

      независимость поступков от обстоятельств;

      "литературность и "театральность" общения героев.

Представителями романтизма в русской литературе являются:

      В.А. Жуковский;

      А.С. Пушкин (в "южный" период его творчества);

      М.Ю. Лермонтов;

      К. Рылеев, создававший яркую сатиру ("К временщику"), свободолюбивые стихотворения ("Гражданин", "На смерть Байрона") и поэмы (" Войнаровский", "Наливайко");

      А. А. Бестужев - Марлинский, творчество которого имело следующие особенности:

•        преобладание жанра путешествия, эпистолярного жанра, светских повестей ("Ночь на корабле"), рыцарских повестей ("Замок Вейден"), этнографического очерка, повестей кавказской тематики ("Красное покрываю", "Мулла-Нур"), автобиографической прозы;

•        выдвижение на первый план сильной благородной личности;

•        резкое деление всех персонажей на положительных и отрицательных;

•        психологичность и художественная экспрессия;

В.Ф. Одоевский, своеобразие творчества которого заключается в следующем:

•        философская углубленность и интеллектуальная содержательность произведений;

•        влияние реализма;

•        частое использование приемов условности и фантастических элементов — фантастической аллегории и гротеска;

•        философские рассуждения о смысле человеческого бытия, добре и зле, жизни и смерти, земле и космосе, мечте и реальности;

•        романтическая мечта о преображении печальной действительности;

•        соединение романтического взгляда на жизнь с реалистической тенденцией отображения действительности.

4. Реализм в русской литературе

Параллельно с развитием в русской литературе начала XIX в. течения романтизма происходит активное развитие другого литературного направления - реализма, который в течение всего XIX в. оказывал серьезное влияние на русских писателей и поэтов. Под реализмом понимается "художественный метод и направление искусства, ориентирующееся на правдивое и всестороннее изображение действительности, аналитическое осмысление и воссоздание ее в формах, адекватных самой реальности".

Новое литературное направление реализма активно поддерживалось и развивалось на страницах многих русских журналов, в которых печатались произведения авторов этого направления, давались критические статьи, велась полемика с представителями других литературных направлений. Среди журналов, поддерживающих реализм, можно назвать следующие:

      "Телескоп", отстаивавший народность искусства;

      "Московский телеграф'', резко выступавший против классицизма и сентиментализма;

      "Отечественные записки", выражавший передовые общественные мнения и литературные течения;

      "Современник", печатавший произведения таких писателей-реалистов, как Вяземский, Жуковский, Гоголь, Пушкин.

К авторам русской литературы первой половины XIX в., развивающим в своем творчестве направление реализма, можно отнести следующих поэтов и прозаиков:

И.А. Крылов, создававший в реалистических традициях свои басни, являвшие собой первые шаги реализма в русской литературе и имевшие следующие черты этого направления:

•        реальность, живость и типизированность характеров персонажей;

•        правдивое воспроизведение реальности в сюжетах и сценках;

•        использование реального народного языка;

•        отражение людских пороков через точность описания повадок героев-животных;

•        отражение типичного, общечеловеческого и часто встречающегося в жизни;

      А. В. Кольцов, поэтическое творчество которого имеет следующие черты реализма:

•        народность песен - жанра, в котором написано множество его стихотворений;

•        реалистическая передача быта и характеров простых людей;

      Ф.И. Тютчев, А. А. Фет, А.Н. Майков, Л. А. Мей, А.Н. Плещеев, А. А. Григорьев, Н.П. Огарев, Я. П. Полонский.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Общие статьи | Добавил: katerina510 (14.09.2018)
Просмотров: 413 | Теги: литературные направления, Литература 19 века